17.05.2013
Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно. Во времени живёт и ребёнок, поэтому необходимо показывать и объяснять дошкольникам, что все события и явления в окружающем мире имеют временные характеристики, длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребёнку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать».
Как же ребёнку показать время? Время воспринимается ребёнком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляет определённую систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит для построения последующей.
В какой именно последовательности знакомить детей с этими мерами времени, с чего начать? В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются определённые представления о реальной продолжительности таких промежутков, как утро, день, вечер, ночь. Следовательно, взрослые имеют возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознавания и умение называть эти части суток уже в младшей группе. В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать представление о последовательности частей суток. В старших группах дать представление о сутках и познакомить при помощи календаря с неделей, месяцами, годом. Параллельно надо развивать и само чувство времени, начать знакомить их с длительностью таких мер, как 1 минута, 3, 5,10 минут, полчаса и час.
Часто у детей, пришедших в первый класс, временные представления не сформированы, что создаёт существенные трудности в адаптации, умении организовать свою деятельность, формировании самоконтроля. Поэтому считаем, что изучение времени необходимо сделать предметом специального изучения дошкольников, для чего необходимо организовать соответствующую деятельность, используя приборы и другую наглядность, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь.
Ознакомление детей с частями суток
Продолжительность одного оборота земного шара вокруг своей оси равна 24 часам, поэтому сутки – первая естественная единица времени. В Словаре русского языка С.И. Ожегова даётся такое определение частей суток: «день – часть суток от утра до вечера; вечер – часть суток перед наступлением ночи, следующая после окончания дня; ночь – часть суток от вечера до утра; утро – начало дня». При обучении детей распознаванию частей суток достаточно ограничиться соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер и ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам. Рекомендуется начинать развитие представлений о времени в младшем дошкольном возрасте с различения отдельных частей суток, а в средней группе на этой основе показать последовательность, сменяемость суток. Самостоятельно приобрести эти знания дети не могут, поэтому необходимо активное включение педагогов и родителей.
Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность, когда взрослые специально выделяют эту сторону жизни. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время (такие, как приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон и т.д.). Для формирования данных представлений используются беседы, игры, загадки, разучивание стихов, где активизируется словарь детей за счёт использования слов – названий частей суток, описания характерных для данной части суток практических действий, например:
Если звонко за окном
Защебечут птицы,
Если так светло кругом,
Что тебе не спится,
Если радио у вас
Вдруг заговорило,
Это значит, что сейчас
Утро наступило!
Ю. Яковлев
|
Спят луга, спят леса,
Пала свежая роса,
В небе звёздочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит.
А. Блок
|
Когда дети отчётливо усвоят представления обо всех частях суток, научатся определять по характерной деятельности и правильно называть каждую из них, нужно приступить к уточнению знаний о последовательности частей суток, причём устанавливать последовательность с разных точек отсчёта, например: «Что бывает после дня? Что делают люди вечером? Кончился вечер. Что наступит после вечера?». Хорошо использовать для закрепления этих понятий цветные карточки-знаки, обозначающие ту или иную часть суток. В старшей группе, когда у детей уже сформируются знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова «сутки» как обобщение четырёх частей, не заостряя внимание на их количественную характеристику(24 часа). Здесь уместно опираться на картинки, изображающие один пейзаж в разные части суток, используя различные вопросы для называния, установления порядка и обобщения частей суток, а также соотнесения частей суток с характерной деятельностью людей.
При усвоении представления о сутках и их частях у детей складывается элементарное понятие о текучести и непрерывности времени.
Т.Л. Тимофеева,
учитель-дефектолог ТОПМПК
Детальная картинка:
Количество показов: 3644