17.05.2013
Развивайся, малыш!
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной.
Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором - третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические (“цветные”) цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета - белый, серый, черный.
Эталонами формы служат геометрические фигуры. Усвоение эталонов формы предлагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена форма трапеции.
Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина - относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица.
Начиная с четвертого года жизни у детей, формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
На основе этих задач выбирают игры и упражнения для развития детей.
Изготовить такие игры можно в домашних условиях из бросового материала, который имеется в каждом доме (пластиковые бутылки, пробки, упаковки и т.д.).
“Змейка”
Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки.
Материал: шнурок, бусы (разрезанные на части футляры от фломастеров).
“Увлекательные счеты”
Цель: Развивать мелкую моторику рук, знакомить детей с предметами разной формы и разного цвета.
Материал: обувная коробка, пластмассовые контейнеры от киндер-сюрприза, пробки от винных бутылок, бумажные кубики.
“Волшебная коробочка”
Цель: размещение вкладышей однородной формы, но разного цвета в соответствующие отверстия. Познакомить с фигурой “квадрат”. Закреплять основные цвета.
Материал: упаковка из-под торта прямоугольной формы в ней вырезаны отверстия однородной формы, и отмеченные основными цветами. Вкладыши квадратной формы разного цвета.
“Монетки”
Цель: познакомить детей с предметами круглой формы, но разной величины. Соотносить их в соответствующие отверстия.
Материал: прозрачная упаковка из-под крема, в крышке которой вырезаны отверстия разной величины. Монетки разной величины.
“Сапожек”
Цель: учить детей шнуровать, развивать мелкую моторику рук.
Материал: упаковка от маленькой пластиковой бутылки, шнурок.
“Завтрак для Маши и Вани”
“Съедобное - несъедобное”
Цель: научить различать цвета по названию. Называть знакомые детям предметы, отличать съедобное от несъедобного.
Материал: прозрачная упаковка круглой формы, предметные картинки.
«Прятки»
Цель: учить различать форму, величину, цвет.
Попросите ребенка спрятать мелкие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко закрыть большой и тогда маленькую фигуру не будет видно).
Параллельно с понятиями «большой» - «маленький» можно отрабатывать понятие «такой же»: когда ребенок пытается накрыть одну большую фигуру другой, обратите его внимание на то, что они одинаковые, такие же.
Потапова И. А.
Учитель-дефектолог ТОПМПК
Детальная картинка:
Количество показов: 2294