Информация для родителей
Система упражнений, направленных на формирование сенсорных эталонов цвета, формы и величины у дошкольников и младших школьников с задержкой психического развития
Данный комплекс был разработан мной для индивидуальных коррекционных занятий с детьми, имеющими задержку психического развития. Все приведенные ниже игры и упражнения расположены в порядке усложнения и в той последовательности, которая соответствует основным этапам работы по формированию эталонных представлений. Последние пять заданий предполагают закрепление сенсорных эталонов цвета, формы и величины одновременно. Это наиболее сложные комбинированные задания.
Для организации и проведения данного комплекса заданий необходимо следующее оборудование:
1) набор карточек всех основных и промежуточных цветов спектра;
2) шаблоны всех геометрических фигур разного цвета и величины (4 комплекта);
3) строитель, включающий максимальное количество деталей разного цвета и величины (бруски, кубики, призмы, цилиндры и т. д.);
4) набор для фланелеграфа: матрешки, корзинки, грибы (5 размеров);
5) флажки разного цвета;
6) муляжи овощей и фруктов;
7) пирамидки;
8) 2 набора палочек разной длины (по 10 шт. в каждом);
9) картинки с изображением различных предметов разного цвета и величины, в конструкции которых есть геометрические фигуры (машина, домик, корабль и т. д.);
10) игрушки: матрешки, куклы в одежде разного цвета, наборы кукольной посуды.
Различные комбинации описанного выше оборудования позволят выполнить все задания комплекса.
Задание 1.
Цель: закрепление представлений о тождестве: такой – не такой, одинаковые – разные. На столе расставляется набор предметов или игрушек. Ребенку предлагается предмет и дается инструкция найти точно такой же. Количество предметов в наборе постепенно увеличивается (начиная от трех).
Задание 2.
Ребенку предлагается разложить шаблоны геометрических фигур в том порядке, в котором они изображены на исходной таблице, а затем назвать их. В процессе игры закрепляется различение геометрических фигур.
Задание 3.
Педагог показывает ребенку картинку с изображением предмета одного цвета (например, красный цветок). Ребенку предлагается найти и показать картинки, на которых изображены предметы такого же цвета (например, красный мяч, красные варежки и т. д.). Цель: соотнесение изображений по цвету.
Задание 4.
На столе выставляются комплект матрешек и коробочки – домики для них. Каждому ребенку предлагается выбрать себе матрешку, а затем поселить ее в подходящий по величине домик. Можно предложить детям построить домики в ряд, начиная от самого большого, чтобы получилась красивая улица.
Задание 5.
Для игры необходимы разрезанные пополам дуги семи цветов радуги. Педагог, используя половинки дуг, собирает радугу, а затем предлагает ребенку с помощью вторых половинок самому собрать ее по образцу. По окончании ребенок показывает (и по возможности называет) цвета.
Задание 6.
В непрозрачном мешочке находятся два комплекта геометрических фигур. Один комплект вырезан из толстого материала (фанера), а другой – из более тонкого (картон). Ребенку предлагается найти на ощупь в мешочке оба экземпляра той фигуры, которую назвал педагог.
Задание 7.
Изготавливается набор матрешек, корзинок и грибов для работы с фланелеграфом. На фланелеграф натягивается цветная ленточка, обозначающая дорожку. Педагог говорит, что матрешки собрались в лес за грибами, и чтобы не потеряться, решили построиться по росту. Один ребенок выполняет это задание. Другому ребенку предлагается рядом с каждой матрешкой поместить подходящую по величине корзиночку. Третий ребенок для каждой корзиночки подбирает грибок соответствующей величины. После этого педагог предлагает детям закрыть глаза и меняет направление ряда: выстраивает матрешек, начиная с самой маленькой. После того, как дети откроют глаза, они снова подбирают для матрешек корзиночки и грибы.
Задание 8.
Детям предлагается составить чайные пары, используя чайные чашки и блюдца разного цвета и размера. В этом случае дети соотносят предметы не по одному, а по двум признакам.
Задание 9.
Ребенку предлагается найти на предложенных картинках предметы, похожие по форме на геометрические фигуры. Образец фигуры ребенку предъявляет и называет ее педагог.
Задание 10.
Ребенку предлагается разложить в порядке увеличения (уменьшения) размера чашки или другие емкости (или игрушки, предметы: мячи, куклы, обручи, тарелки и т. д.).
Задание 11.
Педагог выкладывает «орнамент» - полоски бумаги в определенной последовательности. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть и запомнить «орнамент», а затем попытаться собрать его по памяти.
Задание 12.
Педагог показывает ребенку картинку и просит определить, включены ли в конструкцию изображенного предмета (например, машины) те или иные геометрические фигуры и в каком количестве. Закрепляется выделение геометрических фигур в конструкции предмета.
Задание 13.
Ребенку предлагаются предметные картинки или контурные изображения предметов: ведро, чашка, машина, чайник, кошелек, чемодан и т. д. Ребенок должен определить, какие предметы могут поместиться друг в друга, а затем разложить картинки по этому принципу.
Задание 14.
Предлагаются цветные карточки и картинки с изображением контура разных предметов. Ребенку предлагается поместить под контурными изображениями карточки подходящего цвета. Например, под изображением помидора – красную, огурца – зеленую, лимона – желтую и т. д. Таким образом, уточняются представления о постоянных цветах предметов.
Задание 15.
Педагог раскладывает перед ребенком коврик, состоящий из геометрических фигур, и дает ему набор фигур. Ребенку предлагается рассмотреть коврик, а затем среди элементов набора найти фигуру, которой нет на коврике. Задание способствует закреплению умения выделять отдельные геометрические фигуры.
Задание 16.
Ребенку предлагается набор из пяти брусков разной высоты и мелкие игрушки. Педагог выкладывает на наборном полотне образец – лесенку, составленную из полосок бумаги, расположенных вертикально. Детям предлагается построить лесенку из брусков. При этом педагог комментирует и направляет действия детей: «Сначала возьмите и поставьте на стол самый низкий брусок. Какой следующий брусок нужно взять? Правильно, чуть повыше….» и т. д. Построенная лесенка обыгрывается: по ней спускаются и поднимаются мелкие игрушки.
Начинается выполнение задания с пяти брусков. Постепенно их количество увеличивается. Задание можно усложнить, если предложить ребенку вставить пропущенные ступеньки или исправить ошибку педагога.
Задание 17.
Педагог показывает и называет предмет, в котором в постоянном сочетании представлены определенные цвета и просит их назвать. Например: у рябины листья зеленые, а ягоды красные; у ромашки лепестки белые, а серединка желтая и т. д. Таким образом, закрепляется умение выделять постоянные цвета предметов.
Задание 18.
Педагог раскладывает перед ребенком ряды геометрических фигур, например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и т. д. Ребенку предлагается выделить в каждом ряду лишнюю фигуру и объяснить свое мнение. Закрепляется различение геометрических фигур.
Задание 19.
Ребенку вновь предлагается построить из брусков лесенку, ориентируясь на ее плоскостное изображение, только на этот раз образец не расчленяется, выставляется профильная проекция лесенки.
Задание 20.
Педагог предлагает детям рассмотреть коврик, выполненный из полосок разноцветной бумаги и запомнить чередование цветных полосок. Затем дети должны по памяти сплести такой же коврик.
Задание 21.
Детям предлагается рассмотреть образцы конструкций, состоящих из геометрических фигур. Затем ребенок составляет такие же конструкции. Как усложненный вариант, задание может быть выполнено по памяти или по словесному описанию педагога.
Задание 22.
Ребенку предлагается назвать находящиеся вокруг предметы, а затем сравнить их по высоте, выделив из них самый высокий и самый низкий.
Задание 23.
Педагог показывает детям несколько флажков разного цвета и просит назвать их цвет. После этого детям предлагается закрыть глаза. В это время педагог убирает один из флажков. Когда дети откроют глаза, они должны назвать цвет отсутствующего флажка.
Задание 24.
Детям предлагается рассмотреть образец орнамента, состоящего из пяти геометрических фигур и по памяти сложить такой орнамент. Как более сложный вариант, можно включать в орнамент одинаковые фигуры разных цветов. Детей просят назвать не только саму фигуру, но и цвет.
Задание 25.
Ребенку предлагается разложить разноцветные ленты по длине, начиная от самой короткой и заканчивая самой длинной, а затем соотнести и назвать ленты по длине и цвету. В результате закрепляется умение составлять сериационный ряд по длине.
Задание 26.
Ребенку предлагается набор разноцветных бумажных кругов разного диаметра. Необходимо наложить круги друг на друга так, чтобы был виден их цвет, а затем назвать цвет каждого круга и его размер.
Задание 27.
Ребенку предлагается набор цилиндров и брусков разного размера. Нужно расставить цилиндры в порядке увеличения (уменьшения) высоты 9толщины; разложить бруски в порядке увеличения (уменьшения) длины (ширины). Закрепляется умение составлять сериационные ряды из одних и тех же предметов по разным параметрам величины.
Задание 28.
На столе раскладываются овощи и фрукты (натуральные или муляжи), детям раздаются карточки разного цвета. Лежащие на столе овощи и фрукты рассматриваются: дети называют цвет каждого. Затем стол накрывается салфеткой и каждому ребенку предлагается назвать: «Что бывает такого цвета?», в это время педагог показывает карточку. Если ребенок называет цвет правильно, в его корзинку кладется данный овощ или фрукт. Потом задание изменяется: взрослый называет поочередно лежащие на столе овощи и фрукты, а ребенок называет их цвет и показывает нужную карточку.
Задание 29.
Заготавливаются карточки с контурным изображением на них геометрических фигур: на двух картах – две фигуры, на двух – три, на двух – четыре и так до шести фигур и комплект вырезанных из картона карточек такой же формы. Ребенок должен узнать фигурки по «фотографии», а затем закрыть подходящей карточкой ее изображение.
Задание 30.
Ребенку предлагается 2 набора, состоящих из 10 палочек разной длины каждый. Ребенок из предложенных 20 палочек должен выложить два ряда: один – в порядке увеличения, а другой – в порядке уменьшения длины. Целью такого задания является синхронное составление двух сериационных рядов.
Задание 31.
Ребенку дается стопка карточек с изображением геометрических фигур и предлагается разложить их на группы по цвету. Ребенок должен дать обобщающее название каждой группы: «Здесь все красные фигурки (и перечислить их), здесь – все желтые…»
Задание 32.
Ребенку предлагается набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур (четыре фигуры: круг, квадрат, треугольник и прямоугольник выполнены в трех цветах и в двух величинах – большие и маленькие). Взрослый начинает раскладывать фигурки следующим образом: два ряда, в каждом ряду по две фигуры одного цвета. Ребенок должен продолжить классификацию. Если он затрудняется, педагог оказывает дозированную помощь: уточняет названия цвета, выкладывает еще один ряд, формулирует принцип раскладки.
Задание 33.
Ребенку предлагаются три разобранные пирамидки, состоящие из пяти – шести колец разного цвета и размера каждая. Ребенок должен собрать пирамидки. Закрепляется синхронное составление двух – трех сериационных рядов.
Задание 34.
Из картона изготавливаются наборы геометрических фигур разного цвета и величины, из которых можно было бы сложить домики разного размера: треугольники – крыши, квадраты – стены; прямоугольники – двери. Также изготавливаются фигурки человечков разного роста. Детям нужно сначала собрать домики, подобрав подходящие по величине и форме детали. После этого ребята подбирают человечка, которого можно поселить в тот или иной домик. Дверь должна соответствовать росту человечка, иначе он не сможет «войти» в свой дом. В данном случае прямоугольники – двери служат в качестве условной мерки.
Задание 35.
Детям предлагается рассмотреть орнамент, составленный из геометрических фигур разного цвета и размера; назвать цвет и размер каждой фигуры. Затем нужно выложить по памяти такой же орнамент, используя набор раздаточных фигур, аналогичных тем, что есть в орнаменте.
Данный материал может быть использован не только педагогами образовательной организации, но и родителями с целью формирования и закрепления сенсорных эталонов цвета, формы и величины у детей.
Представленный комплекс рекомендуется осуществлять индивидуально с каждым ребенком для достижения наилучших результатов.
Детальная картинка:
Количество показов: 3775