Российское общество «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» (znanierussia.ru) https://znanierussia.ru/s/tv

«Прямая трансляция Знание.ТВ»



https://russia.znanierussia.ru/





Ссылка на скачивание программы для озвучивания сайтов 
http://nvda.ru/nvda



Работа в России


Информация для родителей



05.03.2018

Первые признаки готовности к агрессивному поведению: как уберечь ребенка от ошибок.


Ефимова Г.А., педагог-психолог

Всегда ли родители, педагоги понимают ребенка? Если по известному выражению «чужая душа – потемки», то во сколько раз темнее и загадочнее детская душа – с ее несложившимся характером, с отсутствием в ней внутреннего единства, с типичной для детства пестротой и разбросанностью во все стороны интересов и устремлений! А между тем нам почти всегда кажется, что мы хорошо понимаем детскую душу, что от нас не закрыто ни одно движение в ней…Как часто и горько мы обманываемся в этом, и как много от этого страдают наши дети.

  Дети растут очень быстро, и родители обнаруживают, что их дети - далеко не ангелы, что они могут быть непослушными, драчливыми, лживыми, злобными – с «трудным поведением». Они обзываются, отбирают игрушки, бьют сверстников, отказываются соблюдать правила, плюются. Одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым, - проявления детской агрессивности. Агрессивность – это готовность к агрессии. Агрессивность нельзя воспринимать однозначно от­рицательно. Известный психолог Э.Фромм считает, что существует два вида агрессивности – «доброкачественная» и «злокачественная». Последствия агрессии, оставленной без профилактики и своевременной коррекции, могут быть самыми печальными – от конфликтов со сверстниками до асоциального поведения во взрослом возрасте. «Доброкачественная» агрессия носит защитный характер и проявляется в момент опасности, поэтому с ней не нужно бороться, так как она играет еще и защитную функ­цию — функцию самосохранения как физического, так и эмоционального здоровья. Другое дело – «злокачественная» - она обозначает деструктивное, жестокое поведение. Агрессивное поведение детей никем не одобряется. Таких детей осуждают, называют грубиянами, драчунами, хулиганами. Кажется, никто из родителей не учит их быть такими. Тогда почему они становятся агрессивными, каковы причины агрессивности у детей?

Внимательное наблюдение и анализ «предыстории» детской агрессии поможет ответить на вопрос, почему ребенок так себя ведет и что с этим делать. Детская агрессия имеет несколько ключевых причин.

Первая причина: особенности врожденного темперамента и нервной системы.

Предрасполагать к агрессивному поведению может тип темперамента ребенка. Каждому человеку присущ от рождения один из четырех типов темперамента. Темперамент определяет силу и скорость наших реакций на события жизни, степень эмоциональности и нервной возбудимости личности. Переделать темперамент невозможно, зато можно научиться использовать не только его сильные, положительные, но и слабые, отрицательные, стороны. Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики вследствие их крайней неуравновешенности как нервной, так и эмоциональной. Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их очень легко вывести из терпения. Повышенная возбудимость и быстрота ответных реакций приводят к тому, что многим детям-холерикам свойственно сначала сделать и только потом подумать, как нужно было поступать. Если что-то их увлекло, они занимаются чрезвычайно интенсивно, но быстро утомляются и не могут продолжать. Отсюда и частая смена настроения, резкие перемены интересов, нетерпеливость и неспособность к ожиданию. Нервный спад и общий упадок сил приводит к раздражению, а потому холерики чаще всего вступают в конфликты и наиболее подвержены нервным срывам. Можно ли усадить такого ребенка на место на долгое время? Сколько бы сил и времени вы ни потратили, вы не сможете сделать гиперактивного ребенка спокойным и уравновешенным. Это как раз те качества, которые заложены в нас от рождения. Такое поведение можно немного подкорректировать, так, чтобы оно создавало меньше проблем. Но избавиться от него вовсе не получится.

Вторая причина - усвоение эталонов агрессивного поведения в семье.

Главной из ошибок родителей, которые вызывают гнев, и раздражение ребенка является, конечно же, агрессия самих взрослых, направленных на малыша. Гневные замечания, крики, телесные наказания никоим образом не имеют положительного результата. От ребенка нельзя в раннем возрасте требовать выполнять все беспрекословно и том порядке, который нравится родителям, это подавляет инициативу. Хуже всего, если за неповиновение малыша неправильно наказывают: запрещают играть, не разговаривают с ним. Более жесткие факторы, формирующие поведение агрессивного ребенка, – суровое авторитарное воспитание или неблагоприятная атмосфера в семье, например, родители постоянно ссорятся и срывают злость на ближайшем окружении. Агрессивное поведение детей следует рассматривать, прежде всего, как своеобразный сигнал SOS, призыв о помощи, о необходимости внимания к своему внутреннему миру, в котором накопилось так много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенку не справиться. Ребенок при агрессивном поведении взрослых будет исполнителен, но это может вызывать в его психике бунт и развивать агрессию. В дальнейшем, вырастая, своим асоциальным поведением ребенок мстит всему миру и, прежде всего, своим родителям за то, что они не принимали его, не любили, не заботились о его внутреннем мире, и вместо понимания и участия, будучи ребенком, он встречал с их стороны только осуждение. Доверие родителей, любовь и спокойный микроклимат в семье - вот основные факторы, которые служат основой развития нормальной психики у детей.

Третья причина: агрессия сверстников

Практически в каждой группе дошкольников, неповзрослевших младших школьников разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу, а иногда вредят, жалуются, мстят. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Взрослые иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Как поступить родителям, если его обижают другие дети? Детские размолвки - это неизбежный этап на пути взросления. И задача родителей на этом этапе - научить ребёнка правильно реагировать на ссоры. Очень важно - вызвать своего сына или дочь на откровенный разговор. А чтобы он получился, ребёнок должен быть уверен, что его не будут высмеивать, не обвинят в трусости или не назовут ябедой. Он должен знать, что его выслушают и вместе с ним найдут решение проблемы. Когда ребёнок рассказывает о своих обидах, воздержитесь от навешивания ярлыков и комментариев типа «сам виноват» или «я же предупреждала». Даже если вы видите, что отчасти в своей проблеме виноват сам ребёнок, дайте ему возможность изложить ситуацию так, как он её видит. И только потом, подчеркивая, что вы понимаете его чувства, отметьте ошибки в поведении. Одна из нежелательных форм родительского поведения - это призывы «дать отпор», «постоять за себя», «дать сдачи»: родители рискуют «запустить» в поведении ребенка агрессию и конфликтность как реакцию на обидные ситуации. К сожалению, практика показывает, что сформировать такое поведение намного проще, чем впоследствии преодолеть его.

4 причина. Неполное или неправильное воспитание.

В каждом втором случае детская агрессия – ошибки родителей и взрослых: недостаточное или чрезмерное внимание, нежелание общаться и вникать в проблемы детей, нехватка времени. Сильным фактором как побуждающим к агрессии, так и тормозящим ее, является позиция родителей по отношению к агрессивному поведению. Исследования показали, что у наименее агрессивных детей родители осуждали агрессию и сообщали об этом детям и не применяли к детям строгих наказаний в случае проступков детей. На становление агрессивности оказывает влияние ранний период развития ребенка – младенчество. Надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери обеспечивает ребенку чувство безопасности и закладывает основы отношения к миру, как к безопасному. В дальнейшем ребенок склонен доверять другим людям, имеет довольно хорошо развитые социальные навыки и, поскольку мир не представляется ему угрожающим, не агрессивен. Одной из самых больших и распространенных ошибок взрослых (даже специалистов - в основном, педагогов) является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. Большинство взрослых отождествляют агрессию с насилием и стараются запрещать игры и фантазии с проявлениями враждебности, относя их к разряду патологии. Дети часто пробуют агрессивное поведение как модель поведения. У каждого возраста - своя задача. Первыми проявлениями агрессии могут быть укусы, которые совершаются 2-летним малышом. Это способ показать свою силу, установить свою власть, показать, кто тут главный. Трехлетнему ребенку необходимо научиться настаивать на своем. И поэтому он будет скандалить и капризничать, и говорить «нет». Подростку необходимо отделиться внутренне от родителей, и поэтому необходимо научиться спорить с ними и видеть их несовершенство. Подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в бессознательном ребенка. Если мы будем пытаться менять естественный процесс, мы либо потерпим неудачу, либо нарушим развитие ребенка. Если родители добиваются послушания путем давления, агрессии, внутренний контроль формируется неважно, и внешний контроль остается ведущим на всю жизнь. Тогда ребенок, подросток (а затем и взрослый человек), если и подчиняется законам и общественным требованиям, то не по велению совести, а из-за страха наказания или угрозы материальных и моральных потерь. Поэтому, когда путы страха сбрасываются (ослабление власти, пребывание в толпе), а внутреннего контроля — совести — нет, человек позволяет себе делать все, что угодно ему или толпе, или тому, кто этой толпой руководит. У родителей на этот случай есть оправдание: «Попал в плохую компанию». Еще один вариант развития подавленных естественных требований – ребенок вырастет в человека, который не способен настоять на своем, всегда со всеми соглашается, не имеет собственных взглядов, выступает марионеткой в чужих руках.

5 причина: психологические факторы

Что касается психологических факторов агрессивного поведения, то к ним в первую очередь относятся: отсутствие навыков самоконтроля, низкий уровень развития коммуникативных навыков и интеллекта, примитивная игровая деятельность, низкая самооценка, проблемы в отношениях с ровесниками, самоутверждение и привлечение внимания сверстников и друзей, стремление получить желаемое, стремление к доминированию, месть, защитная реакция, подчеркивания собственного превосходства с помощью ущемления личности других. Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже, отвергают его, то агрессивность, вызванная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т.д. со стороны взрослого. Дети с низкой самооценкой, неуверенные в себе, тревожные, испытывающие страхи, что часто связано с недостатком внимания и любви со стороны взрослых, более зависимы и послушны, чаще подчиняются сверстникам, редко могут настоять на своем. Но ведь все эти черты не врожденные и сами по себе тоже не появляются. Они формируются, когда ребенок испытывает недостаток поддержки и поощрения. Когда его постоянно ставят в заведомо невыигрышные условия сравнения и соревнования со сверстниками. Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.


Детальная картинка: 
Количество показов: 4427

Возврат к списку