Российское общество «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» (znanierussia.ru) https://znanierussia.ru/s/tv

«Прямая трансляция Знание.ТВ»



https://russia.znanierussia.ru/





Ссылка на скачивание программы для озвучивания сайтов 
http://nvda.ru/nvda



Работа в России


Коллегам. Методическая копилка.

24.10.2019

Методы тьюторской поддержки освоения обучающимися адаптированных образовательных программ общего образования


Е.А. Ярославцева,

ГКОУ СО «Сухоложская школа», г. Сухой Лог

lena.yaroslavtseva.1981@mail.ru


Аннотация. Актуальным направлением развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья является тьюторское сопровождение. В этом направлении работаю поэтапно: предварительный этап, знакомство, адаптация, основной этап, завершающий этап. На данных этапах использую методы работы педагога-тьютора, такие как метод практикоориентированной деятельности, методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса), психодиагностические (анкетирование, индивидуальное и групповое консультирование), методы анализа самоанализа (рефлексия, анализ и самоанализ способностей, склонностей).

Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных организациях [1, Пункт 32 приказа Минобрнауки России, от 30.08.2013г., №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»] указывает на то, что при организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета одна штатная единица тьютора на каждые 1-6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Наличие статуса «ребенок-инвалид», в соответствии с Законом об образовании, позволяет образовательной организации получить на обучение такого ребенка дополнительное финансирование, чтобы привлечь тьютора.

Анализируя сущность начала моей профессиональной деятельности и динамики становления образа профессии «тьютор», раскрою некоторые этапы своей работы, которые реализовала при сопровождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в рамках инклюзивной практики в образовательной организации.

1. Предварительный этап. На данном этапе просматриваю запрос на сопровождение, заявление родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья по заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК). На этом же этапе знакомлюсь с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой, а так же с утвержденным образовательным маршрутом.

2. Знакомство. Основной задачей этого этапа ставлю перед собой знакомство с тьюторантом и его семьей. Так же учитываю его особенности, интересы, сильные и слабые стороны своего подопечного. Наблюдаю за ребенком, его окружением. В процессе наблюдения, учитываю все детали, касающиеся поведения ребенка, уровень развития его социально-бытовых представлений. На данном этапе мне необходимо дать почувствовать родителям, что обладаю заинтересованностью в работе с их ребенком и искренне нацелена на положительный результат. Для этого внедряю такие формы работы как объяснение задач, составление плана совместной работы, оказание родителям эмоциональной поддержки через тренинги, беседы. Так же формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи.

3. Адаптация. На данном этапе веду повседневную, последовательную работу тьютора и обучающегося по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь. Под адаптацией так же понимается приспособление нашего помещения школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с особенностями развития. Согласно принципу индивидуализации, опираюсь на внутренний потенциал школьника. Через трудовые поручения стремлюсь к тому, что бы научить ребенка выбирать, быть более самостоятельным. Так же на этапе адаптации определяю для себя основные задачи сопровождения ребенка, и в первую очередь считаю необходимым учесть особенности ученика: интеллектуальные, особенности здоровья и возраста.

4. Основной этап. Моя работа с ребенком разворачивается в режиме индивидуальных тьюторских часов. Благодаря этому, анализирую особенности поведения, выявляю ресурсы и интересы ребенка. Регулярно сопровождаю тьторанта в ходе его учебной деятельности на уроке или другом занятии. И именно здесь наблюдаю за ребенком, его реакцией на предложенные задания учителя, подсказываю оптимальный способ выполнения задания с учетом его особенностей. Помогаю ученику собрать все его ресурсы и направить на усвоение материала. Таким образом, в условиях постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок успешнее адаптируется к новой для него среде. Так же поддерживаю мотивацию ребенка, даю возможность почувствовать свои успехи. Следствием этого является снижение тревожности и напряжения, что неизменно подтверждается в наблюдении за эмоционально-волевой сферой тьюторанта. На данном этапе провожу диагностику в процессе наблюдения и в ходе внеклассной деятельности. А это: даю анализ и оценку первых результатов, оцениваю ресурсы и дефицит в интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности ребенка.

5. На завершающем этапе старательно, постепенно выхожу из посреднической роли, предоставляю школьнику максимальную самостоятельность в учебе. Главной задачей считаю выход тьютора из системы, или уменьшение его влияния на подопечного, что является критерием эффективности его работы. 

Список литературы:
1. Приказ Минобрнауки России, от 30.08.2013г., №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Количество показов: 1073

Возврат к списку