Коллегам. Методическая копилка.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Н.С.Флягина, учитель-логопед
ГБОУ СО «Сухоложская школа» г. Сухой Лог, Свердловская обл.
Аннотация
В данной разработке я представила приёмы работы по мнемотехнике и наглядному моделированию
Важно отметить, что способность запоминать зависит, в первую очередь, не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушение в работе этих психических процессов делают практически невозможным произвольное запоминание. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы - инструмент для запоминания. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
"Учите ребёнка, каким - нибудь
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”.
К.Д. Ушинский
Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.
Для детей с общим недоразвитием речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Поэтому правильная организация обучения детей с общим недоразвитием речи является очень сложным делом. Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей ребенка. При обучении детей с нарушением речи я в своей работе использую приемы мнемотехники и наглядного моделирования.
Цель: овладение детьми высоким уровнем познания окружающего предметного мира и приемами наглядного моделирования.
Задачи:
- Формировать и систематизировать знания детей о предметном мире через освоения приемов работы с моделями.
- Освоить в практической деятельности умение работать по алгоритму.
- Увеличивать объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
- Развивать умение анализировать, оперировать символами, внимание, воображение.
- Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.
- Воспитывать навыки самостоятельности.
- Воспитывать умение работать индивидуально и в группе, сотрудничать друг с другом
Мнемотехника – это система различных приёмов и методик, ускоряющих запоминание с увеличением памяти благодаря образованию дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Методика мнемотехники помогает в развитии:
• связанной речи
• ассоциативного мышления
• зрительной и слуховой памяти
• зрительного и слухового внимания
• воображения
• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Важнейшая задача данной методики – научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли. Трудные для восприятия темы можно сделать доступными, интересными, ненавязчивыми и более легкими в понимании.
Приемы запоминания систематизированы и унифицированы. Комбинацией ограниченного набора приемов запоминается любая информация. Из приемов, как из кирпичиков, строятся разные методы (последовательности приемов) и разные техники запоминания.
Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
- собственно сам процесс запоминания;
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в мозге.
Приемы запоминания систематизированы по этим четырем этапам.
Вводится понятие ассоциации, как группы образов, в которых закодирована информация.
Основные цели работы – развитие воображения, мышления, мелкой
моторики рук и памяти.
Примеры работы:
1.Работа над парными звуками.
Например: «К – Г»
Ребенку называются слова, которые начинаются на данные звуки
Гусеница – кольцо Глобус – капля
Груша – колокол Гриб – колобок
Ребенок пытается изобразить из пластилина слова.
2. Работа по выделению первого звука.
Ребенку называются слова на данный звук, а ребенок изображает слово на ковралине (липучкой) или из пластилина.
Обруч – очки – оладьи – озеро – облако – остров – орден.
Палка – пояс – провод – пружина – паук – платок – пирамидка.
Аналогичная работа может проводиться по выделению последнего звука.
Также в работе я использую коллажи, которые помогают развивать память, расширять словарный запас обучающихся, образного восприятия; умение говорить, рассказывать.
Коллаж – это формат картона или фланелеграф, на которых наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки.
Кажущийся беспорядок наложенных на формат картинок и составляет суть коллажа.
Детям объясняется, что коллаж похож на «салат», когда берут много различных продуктов и соединяют их между собой, получая вкусное блюдо. Поэтому первая и главная задача коллажа соединить, или связать все картинки между собой. Таким образом, идет отработка сюжетного метода запоминания.
Параллельно с мнемотаблицами я использую приемы наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Приведу несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее.
Тот же принцип лежит в использовании фразы "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный...
На логопедических занятиях я также применяю данный прием.
Это пиктограммы с изображением слов-предметов, слов-действий, слов-признаков, схемы предлогов, модели звуков, слоговые карточки и таблицы.
Схемы модели анализируемых звуков, слов дают возможность детям зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, предложение, персонаж), научиться практическим действиям с ними.
Данные схемы модели являются важными средствами развития у детей фонематического слуха, умения производить слого-звуковой анализ звучащего слова, помогают формированию навыков анализа слов и предложений, являются алгоритмами при выполнении сложных заданий.
Коррекционная работа по совершенствованию и коррекции произносительной стороны речи начинается с уточнения артикуляции сохранных звуков. При этом произношение каждого звука анализируется с точки зрения его слухового, зрительного и кинестетического образа и, следовательно, коррекция звукопроизношения протекает при активном участии всех анализаторов - зрительного, слухового и речедвигательного.
Для формирования точных движений органов артикуляционного аппарата я использую артикуляционную гимнастику. На занятиях по постановке и автоматизации звуков я разработала и использую мнемотаблицы для проведения артикуляционной гимнастики, схемы артикуляции и характеристики звуков, а на этапах автоматизации и дифференциации звуков применяю мнемодорожки и мнемотаблицы для точного произношения стихотворного текста, рассказа, чистоговорок, разгадывания загадок.
При знакомстве первоклассников со звуками и обозначающими их буквами необходимо формирование акустико-артикуляционных образов звуков. Для закрепления связей между зрительным образом буквы и акустическим образом звука, на мой взгляд, невозможно без применения приемов наглядного моделирования. Такие занятия я провожу с опорой на схемы, пиктограммы, карточки-символы. При формировании навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, слогового анализа, схемы и модели помогают школьникам определять количество, последовательность и место звуков, количество слогов в слове. Таким образом, у детей создаются необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыков правильного письма и чтения.
Работа по развитию лексико-грамматических средств речи включает в себя формирование понятий «предлог», «слово», «предложение» мной также активно используются приемы наглядного моделирования, это графические схемы, пиктограммы, ребусы. Данные средства помогают целенаправленному формированию знаний учащихся о частях речи, обогащению и уточнению словаря, совершенствованию навыков правильного построения предложений, употребления предложно-падежных конструкций.
Детям с общим недоразвитием речи требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словоизменения и словообразования, употребления предложных конструкций. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным мне помогают мнемотехнические приемы. Для организации коррекционной работы для развития навыков словообразования использую дидактические игры с мнемотаблицами «Расскажи о животном», «Приготовим угощение», «Кто, где находится» и другие.
Проблема нарушений связной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Несформированность навыков связной речи является серьезным препятствием для успешного обучения, и в – первую очередь по русскому языку и чтению. В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Формирование связной речи у детей с речевой патологией, а особенно у детей с общим недоразвитием речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Для построения навыков связного текста, активизации содержательной и языковой сторон речевых высказываний учащихся мной также используются приемы мнемотехники и наглядного моделирования в виде предметно-схематических моделей, мнемотаблиц, графических рисунков. Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом, которые помогают детям правильно излагать свои мысли, подбирать нужные слова и другие средства языка при программировании и построении логически последовательных и развернутых высказываний.
Работу над связной речью, я начинаю с пересказа. Пересказ является одним из легких видов монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
Анализ рассказов детей пересказанных после моего прочтения текста без зрительной опоры и с применением предметно-графической схемы показал, что пересказы с применением приемов мнемотехники и наглядного моделирования, облегчает воспроизведение рассказа, у многих детей они более содержательны, развернуты, наблюдается меньше аграмматизмов при конструировании высказываний.
Логопедические занятия по формированию связной речи включает в себя обучение учащихся составлению описательным рассказам. На протяжении многих лет одним из дидактических средств на моих занятиях являются схемы описательных рассказов. Данные схемы наравне с другими приемами позволяют формировать умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов. Происходит развитие обобщенных представлений о построении рассказа - описания предмета. Дети овладевают языковыми средствами, необходимыми для составления описательных рассказов. Идет активизация и уточнение имеющих знаний и представлений об окружающем.
Для выявления особенностей речевого развития учащихся 1 класса, в течение четырёх лет два раза в год провожу логопедический мониторинг с помощью полной тестовой методики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой. Методика включает четыре серии, каждая из которых объединяет речевые пробы разной сложности. Исследуются сенсомоторный уровень и грамматический строй речи, объем словаря, состояние навыков словообразования и языкового анализа, развитие связной речи. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию, и далее из суммарных оценок за каждую из шести серий вычисляется общий балл за выполнение всех заданий методики.
Результаты обследования речи учащихся в начале и в конце учебного года сравниваются, прослеживается динамика речевого развития детей, на основании чего анализируется качество логопедического воздействия и эффективность коррекционной работы.
На занятиях с применением приемов наглядного моделирования и мнемотехники, учащиеся более активно включаются в учебную деятельность, что позволяет добиваться устойчивого внимания детей и поддержания их интереса к материалу на протяжение всего занятия. Данная технология развивают познавательную активность, расширяют представление о предметах и явлениях окружающего мира, способствует повышению объёму зрительной и вербальной памяти, улучшению и распределению и устойчивости внимания, активизации мыслительной и речевой деятельности на логопедических занятиях. Тем самым приемы мнемотехники и наглядного моделирования позволяют активизировать компенсаторные механизмы детей и оптимизировать процесс обучения и развития младших школьников и помогают в решении главной задачи учителя-логопеда школы – предупреждения и преодоления неуспеваемости младших школьников и в первую очередь по русскому языку чтению.
Список литературы
1. Венгер Л. развитие способностей к наглядному пространственному моделированию//Дошкольное воспитание. 1982. №3.
2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием /М., 2005.
3. Гурьева Н. Упражнение по мнемотехники. С.П.б: Светлячок, 2000.
4. В.П. Глухов «О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР», Дефектология, 1900.
5. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4.
6. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
7. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественнонаучных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.
8. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание.1990. №10.
9. Фотекова Т.А., Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. «Айрис-пресс», 2007.
10. Шейх – Заде. Суперпамять – древнее искусство мнемотехники. М.: Знание, 1991.
Количество показов: 795
Файл: Загрузить