Российское общество «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» (znanierussia.ru) https://znanierussia.ru/s/tv

«Прямая трансляция Знание.ТВ»



https://russia.znanierussia.ru/





Ссылка на скачивание программы для озвучивания сайтов 
http://nvda.ru/nvda



Работа в России


Коллегам. Методическая копилка.

30.09.2022

Развитие познавательной активности у детей на уроках посредством коррекционно-развивающих игр


Развитие познавательной активности у детей на уроках посредством коррекционно-развивающих игр

                                                                                  Учитель-дефектолог А.Т.Качусова    

            Требования к познавательной деятельности школьников с каждым годом всё более возрастают. Школьники с ОВЗ в силу разных причин оказываются неуспешными в образовательной деятельности, что обусловлено низким уровнем их познавательной активности и особенностям протекания психических процессов.
      Для учителей начальной школы, игра является главным инструментом формирования познавательной активности, воспитания устойчивого интереса, потребности в интеллектуальной деятельности, а главное успешности обучения.  

       Систематическое применение на уроках игры, использование игровых ситуаций, игровых приёмов обучения, приводит к положительным результатам – восполнению пробелов в знаниях. 

   Игра – многофункциональное средство обучения, стимулирующее высокий уровень мотивации, интереса, эмоциональной включённости и способное обеспечить целостное развитие личности ребёнка, одновременно воздействуя на его интеллектуальную, эмоциональную и нравственные сферы. 

     Существуют различные подходы к классификации игр: 

- по количественному составу (индивидуальные, групповые, коллективные); 

- по длительности (игры-миниатюры, игры-эпизоды, игры-занятия); 

- по степени сложности, выполнения действия (элементарные, сложные); 

- по используемому материалу (предметные, настольно-печатные, словесные, дидактические); 

- по характеру и форме поведения (подвижные, сюжетно-ролевые, предметно-манипулятивные, конструктивно-строительные, игры-развлечения); 

- по способу проведения (имитационно-моделирующие, интеллектуальные и другие).  

     При использовании игры, как метода обучения, необходимо выполнять ряд условий: 

 учебная задача должна совпадать с игровой задачей; 

 наличие учебной задачи не должно вытеснять игровую задачу; 

  необходимо сохранять игровую ситуацию; 

  игра обязательно должна включать игровое правило (если, то) и игровое действие; 

 результат. 

      По содержанию, особенностям организации, развивающему и воспитательному влиянию, игры чрезвычайно разнообразны. В практике работы с учащимися используются на уроках коррекционно-развивающие игры, с помощью которых формируется школьная мотивация, обогащается словарный запас, развиваются психические процессы, создается благоприятный психологический климат в классе: 

 логические игры с буквами, звуками, словами, предложениями, текстами; 

 игры на развитие внимания; 

 игры, развивающие навыки волевой регуляции; 

 игры для релаксации; 

 терапевтические игры; 

 коммуникативные игры; 

 контактные, подвижные, объединяющие игры; 

 театрализованные игры; 

 игры занимательного характера и другие. 

   Игры подобного вида формируют познавательную активность, учат самостоятельно и нестандартно мыслить, развивают слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, навыки чтения, орфографическую зоркость, воображение. 

     Систему работы можно осуществлять по трём направлениям: 

 1. В учебную деятельность включать познавательные, дидактические игры, а также игры занимательного характера. Применять их на разных этапах работы, при изучении, закреплении и повторении материала. Используются различные формы уроков: урок-игра, урок-сказка и другие; 

2. Во внеклассную работу включаются коммуникативные, театрализованные, контактные, подвижные, объединяющие игры. Используются разные формы работы с учащимися, как проведение праздников, конкурсов, викторин, способствующие социальной адаптации детей; 

3. На коррекционно-развивающих занятиях уделяется время на формирование познавательной активности. 

    Занятия проводятся с малой группой учащихся, либо индивидуально. Коррекционно-развивающее влияние игровой деятельности при обучении учащихся с ОВЗ определяется её занимательностью, эмоциональной привлекательностью, возможностью создания новых вариантов, а при наличии чётко поставленных задач и творческого подхода к их решению, делает игру одним из наиболее эффективных факторов психолого-педагогической поддержки эмоционального развития учащихся. Таким образом, система работы по данным направлениям - интересная, нужная и полезная форма организации учебного процесса, так как делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, способствует активизации мыслительной деятельности, развитию познавательной активности. 

 Некоторые примеры (также можно предложить родителям) 

1.Игры на развитие памяти: 

 «Нарисуй фигуру»  Ребенок закрывает глаза, ему дают потрогать геометрическую фигуру, затем ее убирают. Ребенок по памяти должен нарисовать фигуру. 

 «Узнай предмет» Цель: развитие тактильной памяти. Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, ребенок сам должен догадаться о том, что это вещь. 

«Выкладывание по памяти» Ребенку показывают карточки с геометрическими фигурами, которые они потом выкладывают по памяти. 

«Запомни картинки» Из набора 20-30 картинок выбрать 10 и предъявить ребенку для запоминания в течение 20 секунд. Затем убрать, узнать – сколько картинок запомнил ребенок. 

«Запомни слова» Зачитать ребенку по 10 простых слов для запоминания. Стремиться к полному запоминанию списка. 

 2.Игры на развитие внимания: 

«Четыре стихии» По команде педагога ребенок выполняет определенные движения руками. «ЗЕМЛЯ» - опустить руки вниз «ВОДА» - вытянуть руки вперед «ВОЗДУХ» - поднять руки вверх «ОГОНЬ» - вращать руками в локтевых и лучезапястных суставах. 

«Найди слова» На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем слово. Например, смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель. 

«Найди отличия» З Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включению в регуляцию деятельности. Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей. 

 «Ищи безостановочно» В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют. 

3.На развитие мышления: 

«Помоги художнику» Дидактическая задача: учить детей создавать образы на основе схематического изображения. Педагог сообщает детям, что один художник не смог дорисовать картину до конца и попросил ребят помочь ему закончить работу. Педагог показывает детям схематического изображение человека и говорит, что сейчас они все вместе помогут художнику. Ребята будут придумывать, как эту картину можно закончить, а учитель нарисует все, что дети придумают. Педагог последовательно задает детям вопросы: кто здесь нарисован (мальчик или девочка?)? Какого цвета глаза, волосы? Как одет, что несет в руках? И т. д. Дети по-разному отвечают, взрослый обсуждает с ними ответы и выбирает наиболее интересные. Когда рисунок будет готов, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человечка. Если дети затрудняются, следует помочь им наводящими вопросами. 

 «Составление предложений» Даются начальные буквы (например, В-С-Е-П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, например, «Всей семьей ели пирог». «Кто назовет больше признаков» Ведущий называет предмет окружающей обстановки, и игроки по очереди должны, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовет последний признак. 

4. На развитие воображения: «Как это можно использовать» Педагог называет обычный предмет. Например, «книга». Ребенок придумывает как больше способов ее использования. «Буквы» Педагог дает ребенку картинки с нарисованными буквами, ребенок дорисовывает каждую букву до какого-нибудь предмета. «Волшебные кляксы» Ребенок рассматривает кляксы и воображает, на что каждая из них похожа. Можно так же дорисовать кляксы до разных предметов.


Количество показов: 446
Файл:  Загрузить

Возврат к списку