22.03.2012
Коррекционно–развивающие технологии в системе работы учителя с детьми с ОВЗ
Мокрушина Оксана Вячеславовна
государственное казенное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Сухоложская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
До недавнего времени образование носило, как правило, репродуктивный характер. Но современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Образование, ориентированное на передачу знания не справляется с этой задачей, так как современный объем знаний превышает возможность этого канала.
Задача нас - педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Система коррекционно-развивающего обучения направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию.
На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, мы используем в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии, создаем индивидуальные программы развития. Все это поможет обучающимся с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.
Изучив с коллегами методическую литературу по технологии проблемного обучения, опыт программы Р. Н. Бунеева, пришли к выводу, что это интересный и значимый опыт.
В этом учебном году мы впервые стали работать по - УМК «Школа-2100». Это и создание условий для качественного усвоения материала, и формирование коммуникативных способностей, и, безусловно, развитие творческих способностей. Они замечательные, удивительно гармоничные, но… Выполнение их возможно при таком же «идеальном», гармоничном развитии ребенка, поступающего в школу.
Мы решили познакомиться с современными коррекционно - развивающимися технологиями, которые направлены на развитие и коррекцию психических и физических недостатков учащихся с ОВЗ, и способствующих усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности, и использовать их в своей деятельности.
1. Технология проблемного обучения.
Она направлена на развитие всесторонне гармонической личности ребенка и подготовку хорошей образовательной базы. На уроках во время беседы я ставлю перед учащимися проблемную задачу, а затем ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи.
Учащиеся пытаются решить поставленную перед ними проблемную задачу самостоятельно. Если есть сложности, я всегда стараюсь оказать учащимся коррекционную помощь, давая план действий, подсказывая отдельные шаги при затруднениях, создавая ситуацию успеха на уроке.
Иногда уроки могут быть целиком посвящены решению какой-либо одной проблемной задачи. Но чаще всего на своих уроках я обычно стараюсь сочетать традиционное обучение с элементами проблемности, с включением отдельных проблемных задач. При этом в общую систему творческой поисковой деятельности школьников включают знания, получаемые ими и в готовом виде - из изложения учителя, текста учебника и т.д.[1]
2. Технология уровневой дифференциации.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.
Главная задача – предоставить учащимся возможность самим определить объем учебного материала (не ниже требований стандарта) по предмету.
Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов, Чаще всего проверочные разноуровневые работы провожу на контроль - обобщающих уроках. Определяю целью то, что ученик должен усвоить в конце раздела и составляю задания (разноуровневые).
Можно также применять и при изучении новой темы. Объяснять материал нужно от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.
Анализируя знания учащихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:
Это обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.
Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.
3. Информационные компьютерные технологии
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя при проведении индивидуальных коррекционных занятий более продуктивной и эффективной.
При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю тип нервной системы, интересы и склонности ребенка.
Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка. [2]
4. Технология проектного обучения.
Данный метод проектов я использую во внеклассной и внеурочной деятельности.
5. Здоровьесберегающие технологии.
Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. [3]
6. Песочная терапия
Оживотворение абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, миниатюрных фигурок и природных материалов.
7. Игротерапия
Для детей с ОВЗ использую игры с пуговицами.
8. Сказочная куклотерапия.
Благодаря куклотерапии создается особая "терапевтическая" среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также укрепляется союз с педагогом.
Используя разнообразные коррекционно-развивающие технологии, педагоги смогут помочь детям преодолеть трудности в освоении основной образовательной программы.
[1] Левитас Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии: книга для учителя. Мурманск. 2008 г.
[2] Рыбъякова О.В. Информационные технологии на уроках. Волгоград. 2008 г.
[3] Науменко Ю.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Москва.
- Издательство «Глобус» , 2010 г.
Литература:
- Левитас Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии: книга для учителя. Мурманск. 2008 г.
- Науменко Ю.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Москва.
- Издательство «Глобус» , 2010 г.
- Рыбъякова О.В. Информационные технологии на уроках. Волгоград. 2008 г.
Количество показов: 15953