Коллегам. Методическая копилка.
Коррекционно-развивающая работа в системе дополнительного образования
А.Т. Качусова, учитель-дефектолог
Сказка как основа социализации, воспитания и развития личности младшего школьника.
«Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать»
В.А. Сухомлинский
С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, и реже они понимают друг друга. Сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга. Ведь любая сказка, будь то фольклорная или авторская, обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже … лечит.
В педагогическом сообществе появился такой термин как «сказкотерапия», под которым подразумевается психотерапевтический (лечебный) эффект, то есть сказка оказывает на слушателя развивающее – терапевтическое воздействие.
Аристотель обозначил эту функцию сказки термином «катарсис» - очищение души, умиротворение, снятие стресса, коррекция неконструктивного поведения.
Особенности работы со сказкой:
1. Использование сказки как метафоры, то есть непосредственное её чтение или рассказывание. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребёнка, затем эти ассоциации и метафоры могут быть обсуждаемы.
2. Рисование по мотивам сказки. В рисунках проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.
3. Проигрывание эпизодов сказки. Постановка сказки группой детей, проигрывание тех или иных эпизодов даёт каждому участнику возможность почувствовать некоторые эмоционально – значимые для себя ситуации и отреагировать накопившиеся эмоции.
4. Использование сказки как притчи, нравоучения. С помощью метафоры подсказывает ребёнку вариант решения проблемы.
5. Творческая работа по мотивам сказки:
А) Анализ. Детям предлагается ответить на ряд вопросов: «О чём сказка?», «Кто из героев понравился и почему?», «Почему герой совершил такие поступки?» и т.д.
Б) Рассказывание сказки. Детям предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица из роли тех или иных действующих лиц или не участвующих в сказке.
В) Переписывание или дописывание сказки. Это имеет смысл тогда, когда ребёнку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, конец сказки.
Г) Сочинение сказки.
Коррекционные приёмы работы по развитию коммуникативных навыков.
1. Игры.
2. Приёмы опорного моделирования сказочного сюжета.
3. Решение проблемных ситуаций.
4. Беседы с персонажами сказок.
5. Беседа по вопросам «Воспитание добрых чувств»
6. Игры – инсценировки, драматизации по сказкам.
7. Показ кукольного, пальчикового, настольного, теневого театров.
8. Рассматривание иллюстраций, картин.
9. Пересказ сказки.
10. Игровые приёмы.
11. Задания – конкурсы.
12. Исполнение детьми песен, частушек, приговорок, ритмических и танцевальных движений, шумового оркестра.
13. Загадки, пословицы, поговорки, стихи.
14. Кроссворды, ребусы.
15. Настольно – печатные игры, лото.
16. Подведение итогов, рефлексия.
Количество показов: 290
Файл: Загрузить