Коллегам. Методическая копилка.
Внеклассное занятие "Храмы Сухоложья"
Занятие подготовила Гавричкина Т.В., воспитатель, ВКК
Православные храмы в Сухом Логу
Цель урока: формирование представлений о храме, с целью подготовки младших школьников к последующему получению систематического религиозно-познавательного образования.
Задачи:
1. Обобщить представление о храме.
2.Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры.
3. Формировать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры.
4.Обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьников
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Звучит перезвон колоколов. Ученик читает стихотворение
Крестное знамя, поклон у порога
Я тихо шагнула вперёд.
В бархатный сумрак златого чертога,
Где ангельский голос поёт.
Сливаются нежно церковные звуки:
Молитв многогласых ручей,
Чудесные ноты церковного хора,
Таинственный треск свечей.
- Вы слышите звон колоколов. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии (о храме).
2. Основная часть
Давайте поговорим о храме
Храм - это место особенное, специально предназначенное для встречи с Богом каждого человека, место для совершения богослужения, место, где собираются верующие люди. С давних пор, как только Русь приняла веру православную, на русской земле стали строить храмы, чтобы в них народ собирался, слушал проповеди священников
Храмы отличаются от других зданий. Они бывают маленькие и большие, белокаменные и расписные. Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней зримой красотой, и гармоничным звоном колоколов. Предлагаю вам, ребята, рассмотреть внутреннее устроение храма
Какими бывают храмы?
Все храмы объединяет одно - крест на главках (главный купол храма). Крест - это символ спасение человека и заботы о других людях.
Но в то же время храмы России разные. Они подразделяются на соборы, церкви, часовни. Все эти три слова означают помещения, где собираются верующие во Христа для молитв, Таинств и богослужений.
Самый знаменитый из дошедших до нас храмов Древней Руси - это, конечно, Софийский собор, построенный в первой половине XI века Ярославом Мудрым, который стоит в Киеве уже тысячу лет.
В Сухом Логу 12 православных храмов. Из 12 существовавших в Сухоложье храмов сегодня действуют шесть, самый старейший из них – в селе Знаменском. Первый деревянный храм, датируемый концом XVII века, располагался на территории современного села Новопышминского.
1. Храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы в с. Знаменском
2. Церковь Богоявления Господня в Сухом Логе
3. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рудянском
4. Церковь Рождества Христова в Светлом
5. Церковь Троицы Живоначальной в Курьях
6. Церковь Николая Чудотворца в Новопышминском
7. Церковь Вознесения Господня в с.Филатовское
8. Церковь Архангела Михаила в Новопышминском
9. Православный храм в п. Алтынай
10. Храм СВ. Дмитрия Солунского с. Таушканское
Церковь Богоявления Господня в Сухом Логе
Дореволюционный период
Первый деревянный храм был перевезен в село Сухоложское из Знаменки в 1837 году. Существующий каменный храм во имя Богоявления Господня построен и освящен в 1865 году.
Годы советской власти
Первое постановление Сухоложского РИКа о закрытии церкви в Сухом Логу было вынесено 2 марта 1933 г., но позднее отменено. Окончательно она была закрыта только 1936 г. Колокольни и купола храма были снесены, колокола сданы на металлолом, за исключением одного – 30-фунтового, оставленного для оповещения жителей в случае пожара. В клуб храм был переоборудован в 1957 г., позднее здесь же открылась библиотека. В 1971 г. в здании храма была размещена лыжная база.
Современный период
В 1999 г. церковь возвращена приходу, и с 2000 г. начались восстановительные работы. Сегодня работы курирует фонд «Золотые купола».
Алтынай: Храм Рождества Христова
Дореволюционный период
Деревянная двухпрестольная Христорождественская церковь была перевезена в Ирбито-Вершины (современный Алтынай) из села Курьинского и освящена в 1854 году.
Годы советской власти
Храм закрыт в июле 1932 г. До 1941 года здесь размещалась библиотека и кинозал. Колокольня была переоборудована под пожарную вышку. В годы войны в храме шло формирование матросских отрядов, следовавших на фронт с Дальнего Востока, а также размещались эвакуированные ленинградцы.
После войны храм оборудовали под избу-читальню и клуб. К 60-м годам второй этаж здания и колокольня были снесены.
Современный период
Из-за аварийного состояния в 2000 году деревянная церковь была разобрана на дрова, остался только каменный фундамент. Спустя 12 лет здесь был установлен поклонный крест.
С 2004 года новым местом для богослужений стал дом, построенный в 1903 г. братьями Иваном и Петром Полковыми. Весной 2006 г. после официального приезда главы Екатеринбургской епархии владыки Викентия молитвенный дом получил статус храма.
Дореволюционный период
Техпрестольная Знаменская церковь, заложенная в 1794 году в селе Кокуй, стала поводом для переименования населенного пункта. Главный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» освящен в 1802 году.
В деревне Рудянке существовали приписная Николаевская церковь и деревянная часовня; такие же часовни были в деревне Чебаковской и Темной. Все эти объекты до наших дней не сохранились.
Годы советской власти
Закрыт храм в феврале 1930 года. Сначала в здании находился клуб, потом пионерский лагерь, позже совхозный склад зерна и минеральных удобрений.
В 1941-42 годах в храме формировался 1 батальон 93-й отдельной стрелковой бригады.
Современный период
В последующие годы (1985-88 гг.), перед тем как было принято решение о восстановлении храма, в здании размещался склад магазина райпо. В феврале 1990 г. храм был освящен архиепископом Свердловским и Курганским Мелхиседеком (Лебедевым).
Активное участие во всех восстановительных работах приняли казаки станицы Сухоложская, финансовую помощь оказали руководители предприятий «Вторцветмет» и «Сухоложскцемент».
Рудянское: Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы
Дореволюционный период
Покровская каменная однопрестольная церковь была построена в 1901 году.
Годы советской власти
Колокольный звон в храме был официально запрещен в 1934 году. Спустя четыре года церковь была закрыта.
Во время войны на базе храма шло формирование 520-го пехотного полка, размещался эвакуированный из города Армавира пищевой техникум.
После войны храм использовался как зерносклад. В 1960 г. был переоборудован под клуб и библиотеку, которые действовали до 1986 года. Позднее здесь разместилось общежитие для студентов, убиравших картофель на колхозных полях.
Современный период
Восстановление церкви началось в 1991 году. Сухоложский огнеупорный завод выделил несколько тонн кирпича на постройку сводов храма. «Вторцветмет» отлил два колокола. Существенную помощь оказали благотворители из Екатеринбурга.
В 1992 г. в храме вспыхнул пожар, при котором частично выгорел пол. К счастью, наиболее ценный церковный инвентарь не пострадал.
Светлое: Храм в честь Рождества Христова
Дореволюционный период
Однопрестольная каменная Христорождественская церковь построена в 1911 году. Одновременно селение Ряпосово было переименовано в село Темновское. Здесь же располагалась часовня, которая в числе других была разрушена в 1935 году.
Годы советской власти
В 1936 году деятельность храма была приостановлена. Спустя два года за большие долги перед государством Президиум Свердловского облисполкома вынес решение о закрытии Христорождественской церкви.
До 1941 года на базе храма действовал клуб. В годы войны в храме было расположено зернохранилище, закрытое в начале 50-х.
Современный период
Храм находится в полуразрушенном состоянии.
Таушканское: Дмитриевская церковь
Дореволюционный период
Первый деревянный храм во имя святого Димитрия Солунского был перевезен в село Таушканское в 1868 г. из Курьей, но он сгорел в 1888 году. Каменная однопрестольная церковь была возведена в 1893 г. В соседней деревне Талице существовала часовня в честь Боголюбской иконы Божией Матери.
Годы советской власти
Храм закрыт в 1935 году. С 1953 по 1968 год в церкви располагался колхозный зерносклад. В начале 80-х, когда в деревне Большой Таушкан было организовано подсобное хозяйство Свердловского турбомоторного завода, к церкви были пристроены дополнительные помещения, используемые как гараж. Спустя 10 лет хозяйство закрылось, здание было разобрано, а заодно с церкви сняты железные ставни, оконные решетки, двери, разобраны крыша и полы.
Современный период
Храм находится в полуразрушенном состоянии.
Церковь Троицы Живоначальной в Курьях
В 1841 году заложена Свято-Троицкая церковь, каменная, трехпрестольная. Главный храм во имя Святой Живоначальной Троицы был освящён в 1857 году, придел во имя великомученицы Екатерины освящён в 1844 году. В 1922 году из храма было изъято 5,2 килограмм серебра. В 1932 году церковь была закрыта. В советское время в здании размещался совхозный склад, клуб, больница, совхозная мастерская и предприятие общественного питания. В 1997 году создан приход во имя Святой Троицы[4].
Церковь Николая Чудотворца в Новопышминском
Первая Никольская церковь была устроена в 1752 году в деревне Поварне на левом берегу реки Пышмы. аньше на этой местности располагалась деревня Поварня, позже – село Поварненское, которое входило в состав Новопышминской слободы. Сейчас на картах путешественники могут увидеть лишь один обозначенный населенный пункт – село Новопышминское. Местные жители до сих пор именуют это место «Поварней».
Каменный храм в нежно-розовых оттенках, который можно наблюдать сейчас, был заложен в 1835 году и освящен в 1842 году во имя святого Николая Чудотворца. Представляет собой гармоничное светлое здание в стиле классицизма с трёхъярусной колокольней и утонченной звонницей. Архитектором строения стал Михаил Малахов. С 1934 года в храме запретили колокольный звон, а в 1937 году Никольскую церковь закрыли, после чего они стояла в заброшенном состоянии в течение долгих десятилетий. Восстанавливать храм решили лишь в 1991 году.
Ценный вклад в восстановление храма внёс Евсеев Николай Кузмич – директор завода «Вторцветмет». В 1998 году жители села Новопышминское уже могли наблюдать обновленную церковь Николая Чудотворца.
Итог занятия.
- Какие храмы Сухоложья вы знаете или запомнили?
- Какой из них вы бы хотели посетить?
- Для чего люди ходят в храм?
Литература:
1. А. В. Кураев Основы православной культуры. Учебное пособие для 4-5 классов.
2. Протоирей Борис Пивоваров. Православная культура России: Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2002)
3. А.В.Бородина Основы православной культуры. М. , 2003 4. Г.А.Воронина Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. М., 2006
5. Интернет-ресурсы.
Количество показов: 133
Файл: Загрузить