Коллегам. Методическая копилка.
Формы работы с трудными подростками
Трудного подростка мы так называем потому, что с ним трудно работать. Здесь нет простых решений. Нельзя просто наказать, отругать или провести воспитательную беседу с таким ребёнком. В его отношении всё будет гораздо сложнее, ещё и потому, что в основе его трудности целый комплекс проблем. Это могут быть:
- Проблемы в семье: неполная семья, алкоголизм родителей, эмоциональная отчужденность, низкая культура родителей, чрезмерная занятость родителей работой или своими проблемами, установившиеся отношения конкуренции между близкими («эдипов комплекс» сына к отцу, дочери к матери; соперничество между братьями и сёстрами за внимание родителей) и т.д. и т.п..
- Проблемы со здоровьем ребёнка: хронические заболевания, снижающие или влияющие на умственную работоспособность; хронические заболевания, затрудняющие социальные контакты (энурез; болезни пищеварительной системы; простудные заболевания) инвалидность и т.п..
- Взросление в социальной среде с низкой культурой и неблагоприятной криминогенной ситуацией: жильё ребёнка находится в «плохом» районе; социальное окружение ребёнка (сверстники) ничем полезным не интересуются не занимаются и сами зачастую являются «трудными».
- Работа с трудными подростками часто воспринимается нами как нечто непосильное, неблагодарное, обязательное, но обречённое на неуспех. И часто получается так, что она развивается по следующим сценариям:
- Педагог берётся за задачу «исправить прогульщика» с пониманием того, что за прогулами стоит нечто большее. Изначально формируется не мотив, а установка: «…я обязана это сделать, но если занятия в школе ему- прогульщику не нужны и его семье тоже, то у меня ничего не получится…». Очень часто, кстати, такая или подобная ей установка формируется у большинства людей, когда они собираются сделать что-либо. То есть, они предвосхищают неудачу, программируют себя на провал, справедливо полагая, что задача непростая.
- На следующем этапе педагог обходит, обзванивает, обращается, приглашает, беседует, назидает и в конце концов убеждаясь в том, что всё же продолжаются «машет рукой».
Резюмируя сказанное, можно перечислить распространённые ошибки в работе с трудными подростками и дать соответствующие советы:
Ошибки |
Почему неэффективно воспитательное воздействие |
Советы |
· Педагог надеется решить проблему одним разом (беседой, посещением семьи, приглашением родителей и т.п.) · Педагог обращает внимание исключительно на негатив в облике, поведении, учёбе подростка- резонируя и усиливая его · Педагог излишне надеется на стандартные «проверенные» схемы в работе с подростком · Решая проблемы, возникшие с трудными подростками, их выделяют из коллектива |
· Часто разговор взрослого с ребёнком происходит на «разных языках» из-за: разницы в возрасте; развитии; статусе · Трудный подросток находится в состоянии постоянного конфликта с окружающими, обиды на свою судьбу · Ребёнок находится в необычной ситуации, в униженном, скованном с его точки зрения, состоянии- т.е. здесь можно говорить о барьерах восприятия · Негативное поведение подкрепляется постоянным вниманием со стороны окружающих |
· Не затевать беседу, если нет уверенности, что сможешь перейти на язык собеседника- говорить понятно, на одном уровне с собеседником · Учитывать особенности возраста и психического развития подопечного. Предвидеть его реакции в разговоре на неприятные для него темы · Замотивировать, заинтересовать беседой подростка. Нарисовать перспективы в случае успешного исхода беседы, т.е. сформировать ресурсное состояние школа изначально неинтересна почти для любого ребёнка, она испытание, в ней надо работать, подчиняться дисциплине, она забирает физические силы. И поэтому не заинтересовывая детей в трудного можно превратить практически любого · Относиться терпимо к ребёнку, к его внешнему виду и интеллектуальным возможностям · В разговоре с ребёнком нельзя подчёркивать своё превосходство, превосходящее положение, свою роль наставника, чтобы избежать различных форм отказных реакций, протестов · Необходимо замечать любые положительные действия подростка, превращая их в ресурсные состояния (любые достижения) · Нельзя изолировать трудного подростка, выделять его из социального окружения, превращая таким образом в изгоя. |
Таким образом, основываясь на собственном опыте работы с такими детьми, могу сказать, что, следуя данным советам, можно очень эффективно применять следующие формы работы с трудными подростками, сочетая их с проведением классных часов или игровых практикумов:
Беседа - игра «Незавершённое предложение», «Что было бы, если бы…?», «Потому - что….» - аналог дискуссионного клуба для младших школьников. Здесь, учащимся можно предложить беседу в форме игры в «Незавершённые предложения», где по сути, одноимённая психологическая методика превращается в увлекательную игру и ненавязчивый диагностический инструмент для классного руководителя, который по ответам учащихся может понять степень внутренней агрессии детей и её причины, наиболее интересующие их темы и т.д..
Предложения может заготовить сам классный руководитель, или с помощью школьного психолога. Список предложений должен отвечать следующим требованиям:
- Первая группа: предложения фантастические (в зависимости от общей тематики, настраивающие на весёлую или деловую нотку) Например: «С первого апреля в школах разрешили….» (весёлая нотка) или «с первого сентября во всех школах России….» (деловая); «Учёные вывели новую породу кошек и собак, которые….» (весёлая) или «Ученики нашего лицея изобрели….» (деловая)
- Вторая группа: предложения реальные, проблемные, частично описывающие типичные ситуации: «Рома очень торопился, но всё равно…» или «Петя побежал по лестнице вниз и ….» или «Аня проснулась с плохим настроением и решила….» или «Света не подготовила домашнее задание и ….» или «Федя повернулся к соседу по парте и ….»
- Принципы организации игр - бесед «Что было бы, если бы…?» и «Потому - что» совпадают с описанными выше. Для ведущего подобных мероприятий предъявляются те же требования:
- Не оценивать высказывания учащихся
- Не провоцировать и не подсказывать ответы
- Не резюмировать высказывания, услышанного в ходе игры
В заключении можно сказать, что главным в работе с трудными подростками, на мой взгляд, является наличие соответствующей заинтересованности. Необходимо запрограммировать себя на успех. Мотивами могут быть: желание получить новый опыт в разрешении проблемных ситуаций, так как в подобных случаях повторений не бывает; желание профессионально вырасти, находя новые формы работы с детьми этой категории; желание понять и помочь маленькому человеку, которого большинство окружающих воспринимает не иначе, как пугало. И этот мотив должен стоять на первом месте.
Социальный педагог ГКОУ СО «Сухоложская школа»
Количество показов: 2706