Коллегам. Методическая копилка.
Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий как основа адаптивной физической культуры
Устинова Алла Игоревна,
учитель физкультуры, 1КК
Закон Российской Федерации «Об образовании» (1996) выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физическое развитие. Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии.
Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объёма двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
Физическое воспитание в Сухоложской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также с учетом эмоциональной насыщенности уроков.
Основной формой организованных занятий является урок физкультуры, урок ритмики и внеурочная деятельность.
Задачами физического воспитания являются:
- воспитание гармонически развитой личности ребенка,
- укрепление здоровья;
- воспитание волевых качеств;
- обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам;
- развитие физических качеств, быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости.
К специальным (коррекционным) задачам относятся:
- развитие навыков пространственной ориентировки;
- коррекция скованности и ограниченности движений;
- улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата;
- коррекция и совершенствование координационных способностей, согласованности движений;
- развитие межпредметных знаний;
- развитие коммуникативной и познавательной деятельности.
Для решения как основных, так и специальных (коррекционных) задач физического воспитания имеется большой арсенал физических упражнений:
1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.
2. Общеразвивающие упражнения:
— без предметов;
— с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели, скакалки и др.);
— на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, перекладина, ребристая доска, тренажеры, массажеры и т.д.).
3. Упражнения на формирование навыка правильной осанки.
4. Упражнения для укрепления сводов стопы.
5. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного
аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних
и верхних конечностей).
6. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
7. Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вестибулярного аппарата и пр.).
8. Упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий.
9. Лазанье и перелезание (преодоление различных препятствий).
10. Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц.
11. Упражнения для развития мелкой моторики руки.
12. Лыжная подготовка.
Коррекция двигательных нарушений средствами физической культуры является важным направлением учебно-воспитательного процесса, поскольку движение неотделимо от познания окружающего мира, овладения речью, развития познавательной деятельности и воспитания личности ребенка.
В нашем образовательном учреждении учатся дети, имеющие различные отклонения в физическом развитии: дети слабослышащие, имеющие ДЦП и другие поражения верхних или нижних конечностей, имеющие различную степень умственной отсталости.
Физическая культура для детей с умственной отсталостью это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме.
Для коррекции основных нарушений у детей с умственной отсталостью используется многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направленных на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений позволяет избирательно решать как общие, так и специфические задачи. Такие естественные виды упражнений как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др. обладают огромными возможностями для коррекции и развития координационных способностей, равновесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленности, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений.
Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье человека, является двигательная физическая активность. Движения, применяемые в любой форме, пока они соответствуют физиологическим возможностям растущего организма, всегда будут оздоровительным и лечебным факторами.
Литература
1. Астафьев Н.В., Самыличев А.С. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников. — Омск, 1997.
2. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих. — М.: Советский спорт, 1991.
3. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002.
4. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, ,2000.
5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2001.
6. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник Т. 1 / Под общ ред. С.П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2002.
7. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. С.П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2001.
8. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. — СПб.: Дидактика плюс, 2001.
Количество показов: 4796