ТПМПК. Страничка специалиста
Самоповреждение - путь от душевной боли к физической как сигнал о помощи
Ефимова Г.А., педагог-психолог
Самоповреждающее поведение (selfharm - селфхарм) — это поведение, направленное на причинение вреда самому себе независимо от намерения. [4]
Поскольку селфхарм не является суицидальным по сути, авторы различных источников предпочитают использовать термины «самотравмирование», «преднамеренное самоповреждение», «преднамеренное причинение себе вреда», «несуицидальные самоповреждения», «несуицидальноесамоповреждающее поведение», «аутоагрессия», «плохопонятное поведение». Любое самоповреждающее поведение – это агрессия, направленная не вовне, а на самого себя.
Понятие «несуицидальные самоповреждения» не включает членовредительство или другие действия, когда человек вызывает у себя симптомы болезни с явным намерением получить медицинскую помощь или консультацию врача.
Действия эти могут быть импульсивными, открытыми, под влиянием сильных эмоций. В художественной литературе писатели уделяют внимание в своих произведениях проявлению спонтанной реакции героев, чтобы читатель на эмоциональном уровне ощутил то, что чувствует персонаж. Главный герой повести Леонида Андреева «Петька на даче» попадает из грязной парикмахерской, в которой работает наравне с взрослыми, на дачу, где он счастлив. Когда наступает момент возвращения, реакция Петьки удивила взрослых: «И вдруг он не просто заплакал, он закричал и начал кататься по земле, худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камушков и песчинок, как будто стараясь еще усилить ее..». Эмоциональное состояние – острую злость, отчаяние- Петька пытается заглушить физической болью.
Селфхарм – явление, распространенное среди подростков. Подросток не в силах контролировать какие-то обстоятельства своей жизни, не умеет справляться с негативными чувствами, поэтому начинает переносить контроль на чувство собственной боли – символически так он управляет хоть чем-то в своей жизни (своей болью).Травмы причиняют себе подростки сами, совершенно добровольно и по собственной инициативе. Медики утверждают, что «процесс затягивает, как наркотики». Действие может показаться импульсивным; желание порезаться — возникшим вдруг. На самом деле человек это планирует. Заранее. В нем копятся негативные эмоции — ярость, грусть, тревога, всё что угодно. Снятие этого напряжения остро отточенным лезвием выступает способом уменьшить внутренний дискомфорт. Эффективно и быстро. [3]
Для родителей, тем более педагогов, тема закрыта, это подводная часть айсберга (чаще всего режут в незаметных местах, где они обычно запрятаны под одеждой). А подростки давно в этой теме, знают, как, чем и где можно порезать себя, обсуждают порезы на руках в контакте и в Инстаграм, даже выкладывают фото. Особенно популярным это явление стало с развитием социальных сетей, общением в них и демонстрацией своей жизни и романтизацией душевных страданий. Рассказать об этом родителям ребенок не может. Чаще всего проживание негативных эмоций не принято в семье.
Самотравмирование, не влекущее за собой самоубийство, исторически понималось как редкое явление, связанное с каким-то серьезным психическим расстройством. За последние 30 лет количество подобных случаев, фиксируемых ежегодно, увеличилось в 10 раз. Эксперты предупреждают о тенденции, которая более чем тревожная, хотя в средствах массовой информации об этом стараются не говорить.
Существует несколько основных видов самоповреждения. Этот список нельзя назвать полным, он составлен на основе опроса, проведённого в 1995-м году, Sansone, andWiederman. Благодаря полученным результатам они издали свой вариант опросника на эту тему «Self-harminventory». Но даже из полученных данных видно, что люди применяют разные виды причинения физического и душевного вреда самим себе. Наиболее популярные формы:
- нанесение ссадин, царапин, порезов (70-90%);
- причинение боли с помощью ударов, ушибов, руками и разными предметами (20-45%);
- нанесение ожогов (тушение сигарет и других горящих предметов о свою кожу – 15-35%).
Менее популярные, но все используемые формы:
- насильное и болезненное удаление волос на голове и на теле;
- нанесение татуировок с целью испытать боль;
- преднамеренное отравление лекарствами или другими веществами, содержащими яды;
- сознательное инфицирование своего организма с целью заболеть;
- намеренное препятствие выздоровлению в период болезни, разными способами;
- сознательное абсолютное лишение себя пищи и воды;
- сознательное регулярное употребление алкоголя, сильных веществ, оказывающих опьяняющий эффект. [8]
Особенности психологического портрета подростков, склонных к самотравмированию:
1. Трудности в вербальном выражении мыслей и чувств (и их оценки).
2. Лица, совершающие самотравмирование, как бы не осознают эмоциональные переживания других, кроме себя, или неправильно их трактуют.
3. Фрагментарная (не интегрированная) когнитивная схемы мира, чувств и Других.
4. Трудности с формированием межличностного аттачмента (очень большие трудности с наладкой интимных отношений, вербализацией чувств, восприятии социальных эмоций).
5. Они совершают в межличностных взаимодействиях одни и те же ошибки.
6. Нарушение социального интеллекта – понимание чувств других, их трактовки, принятие поддержки (в том числе и психологической помощи), отчужденность и пр.
7. Избегающее поведение, самоизоляция, отчужденность от социума. [5]
Цели и мотивы самоповреждающего поведения могут быть разные. В их числе:
− избавление от чувства опустошенности, депрессии, чувства нереальности происходящего;
− снятие напряжения;
− желание ослабить эмоциональную боль (когда эмоции слишком сильные, с ними не получается бороться, от физической боли становится легче);
− выход агрессии, злости, раздражения, которые, часто из-за страха или неумения управлять такими эмоциями, направляются внутрь, а не наружу;
− уход от ощущения немоты (многие говорят, что наносят повреждения, чтобы хоть что-то почувствовать, удостовериться, что живой);
− потребность почувствовать реальность происходящего вокруг (способ бороться с ощущениями деперсонализации, расщепления личности, диссоциации);
− ради ощущения защищенности и исключительности;
− чтобы испытать эйфорию;
− чтобы не совершать попытки самоубийства;
− чтобы выразить боль, сильные эмоции, с которыми не получается справляться и терпеть сил нет;
− повлиять на поведение других людей;
− попытаться показать другим, что творится у тебя внутри и насколько тебе тяжело;
− просьба / крик о помощи;
− попытка выразить или бороться с ощущением отчужденности, отстраненности, одиночества;
− подтвердить реальность боли (раны, порезы как доказательства того, что эмоции настоящие);
− самонаказание (немалая часть тех, кто наносит себе повреждения, в детстве сталкивались с насилием в семье и нередко сами были объектами насилия, и они продолжают наказывать уже самих себя);
− биохимическое снятие напряжения;
− чтобы отвлечься от чего-то, что слишком болезненно (мыслей, воспоминаний, эмоций, чего-то, что может быть прямо перед тобой);
− предотвращение чего-то еще более худшего. [7]
Признаки самоповреждения (готовности к самоповреждению):
Вата, салфетки, бинты и прочее со следами крови в мусорном ведре.
Нездоровый интерес к травматическим предметам, их собирание.
Обвинение себя в слабости, бесполезности, малодушии, несостоятельности и так далее.
Отчуждение, уединения, проявление социофобии.
Ношение закрытой одежды даже в жару.
Депрессия, угнетенные состояния, вспышки неконтролируемого гнева, истерики.
Регулярные появления повреждений непонятной природы возникновения, которые тот, кто совершает селфхарм, всячески пытается объяснить [9]
Реакция родителей на плохопонятное поведение своих детей может быть разной. Родителям трудно успокоиться, взять под контроль эмоции, но это необходимо сделать, чтобы подумать, прежде чем принимать какие-либо решения и начинать действовать. Первый шаг в решении любой проблемы – это ее принятие. Самоповреждающее поведение ребенка, каким бы оно ни было – демонстративным или скрытным, - это крик о помощи: « Мне плохо!» Задача взрослого - понять, что приносит подростку страдания и, по возможности, нейтрализовать их. Если у родителей есть эмоциональный контакт с ребенком, возможно выйти на доверительный диалог с подростком, что позволит узнать застарелые обиды и кризисы в семье, а также проблемы в школе и трудности в личной жизни подростка. «Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным». [1]
Понятно, что сами по себе трудности не повод к саморазрушению, но подросток по тем или иным причинам не может адаптироваться, не может справиться с ними. «Непослушание – единственное, что ребенок может противопоставить неправильному обращению с ним». [1]
Ему нужна помощь!
Не пугаться, что не все получается. Не сдаваться. Не стесняться спрашивать и просить помощи – у родных, друзей, у специалистов. Держать в голове древнюю мудрость «Лучше один шаг в правильном направлении, чем десять в неверном». [6]
Обращайтесь к квалифицированным специалистам, работающим именно с этой возрастной группой, так Вы повысите шанс получить качественную и точную информацию о состоянии Вашего ребенка. А по необходимости и всю необходимую медико-психологическую помощь в реабилитации. Можно позвонить по телефону доверия, там круглосуточно дежурят опытные специалисты, с вами поговорят и обязательно помогут.
Источники
1.Гипперрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.,1995
2.Дарьин Е.В. Несуицидальноесамоповреждающее поведение у подростков. Медицинский вестник Юга России. 2019;10(4):6-14. https://doi.org/10.21886/2219-8075-2019-10-4-6-14
3. Добрынин Владимир. Ох, рана: опасная мода набирает популярность у молодежи. Подростки добровольно травмируют себя. Процесс затягиваетhttps://iz.ru/799228/vladimir-dobrynin/okh-rana-opasnaia-moda-nabiraet-populi.
4. Котовская Н.В.Несуицидальные самоповреждения у лиц молодого возраста. Подросток в мегаполисе: неравенство и возможности: сб. трудов XIII Междунар. научно-практич. конф. (14–16 апреля 2020 года, Москва) [Электронный ресурс] / сост. А. А. Бочавер, М. Я. Кац; отв. ред. А. А. Бочавер; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — Электрон. текст. дан. (объем 1,9 Мб). — М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2020. — 183 c. — ISBN 978-5-7598-2224-0.
5.Мосин А. Самоповреждающее поведение: критерии, виды, причины (полный обзор)https://www.b17.ru/article/131027/
6.Петрановская Людмила. Всё-всё-всё о воспитании детей. АСТ ISBN: 978-5-17-122855-2
7.Ханова О.А., Самоповреждающее поведениеhttps://www.krasotaimedicina.ru/di
8. https://psylib.org/selfkharm/ © Библиотека психологии psylib.org
Количество показов: 563
Дата создания: 02.03.2022 12:31:00
Дата изменения: 02.03.2022 12:31:00