Российское общество «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» (znanierussia.ru) https://znanierussia.ru/s/tv

«Прямая трансляция Знание.ТВ»



https://russia.znanierussia.ru/





Ссылка на скачивание программы для озвучивания сайтов 
http://nvda.ru/nvda



Работа в России


ТПМПК. Страничка специалиста



14.12.2023

Домашние задания и детский тайм-менеджмент

   Домашние задания – неотъемлемая часть процесса обучения школьников. Они направлены на закрепление полученных на уроке знаний, выработку навыков по практическому применению изученного материала, воспитанию таких черт характера, как воля, упорство, стремление достигать поставленных целей, трудолюбия, самостоятельности и др. Нормативно домашние задания закреплены в ФЗ «Об образовании в РФ», приказе Минпросвещения от 22 марта 2021 г. № 115 с внесенными в него изменениями приказом от 07.10.2022 № 888, СанПиН 1.2.3685-21, локальным актом школы. Ещё в 2015 году по поручению Минобрнауки РФ ФГАУ «Федеральный институт развития образования» разработал методические рекомендации по организации самоподготовки учащихся при осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Письмо от 18 июня 2015 г. N НТ-670/08). Вместе с тем, остается еще немало вопросов, которые беспокоят родителей, школьников, учителей, администрацию школ, например: можно ли обойтись без домашних заданий, как сократить их объем, должна ли школа организовывать дополнительные занятия с проблемными детьми, как администрация школы может обеспечить согласованность учителей при определении объема домашних заданий на день недели, должны ли учителя давать задания на выходные и праздничные дни, каникулы, должны ли родители помогать детям в выполнении домашних заданий, как приучить детей самостоятельно выполнять их, а не заимствовать в Интернете и т.д. 

 В 2023 году Министерство просвещения России выпустило обновленные рекомендации о домашних заданиях для школьников, разработанные ФГБНУ «Институт стратегии развития образования». В документе «Методические рекомендации по организации домашней учебной работы обучающихся общеобразовательных организаций» [6] определено, сколько времени на домашнюю работу должны тратить дети разных возрастов. 

 Как определяется объем домашних заданий? 

  Как сказано в Рекомендациях, объем домашних заданий определяется учителем, исходя из принципов разумности, целесообразности, с учетом динамики работоспособности школьников в течение недели, возрастных возможностей обучающихся и норм СанПиН. На выполнение заданий по всем предметам должно уходить: 

в 1 классе — до часа, 

во 2-3 классах — до 1,5 часов, 

в 4-5 классах — до 2 часов, 

в 6-8 классах — до 2,5 часов, 

в 9-11 классах — до 3,5 часов. 

 Объем домашних заданий не может превышать половины работы, выполненной на уроке. 

  Ученикам первых-шестых классов задания не выдаются на выходные (это можно делать, начиная с седьмого класса). На праздники и каникулы домашнюю работу не задают никому. Также «домашку» можно не делать, если ребенок находится на больничном. При определении заданий на следующий день учителем должны учитываться их суммарный объем, трудоемкость и временные затраты на выполнение. На выполнение трудоемких домашних заданий (например, сочинение, доклад) обучающимся предоставляется не менее 7 (семи) календарных дней. В методических рекомендациях определены особенности домашней работы как учебной деятельности обучающихся общеобразовательных организаций, выполняемой ими самостоятельно или с участием родителей (законных представителей), спроектированной педагогом с целью обеспечения достижения планируемых результатов обучения; порядок организации домашней работы, в том числе с использованием электронных средств обучения; особенности контроля за организацией и результативностью домашней работы и др. Согласно Рекомендациям, домашнюю работу можно выполнять самостоятельно, в паре, в группе или с участием родителей (законных представителей) во внеучебное время: в домашних и иных условиях, в том числе в цифровой образовательной среде, информационно-библиотечных центрах, лабораториях, комнатах самостоятельной подготовки или в других оборудованных помещениях образовательной организации или иных условиях. 

Формы домашних заданий 

  В соответствии с Рекомендациями, домашняя работа может быть в виде письменных и устных, практических и творческих заданий, проектных, исследовательских работ, в том числе выполняемых в цифровой образовательной среде, и является продолжением работы в классе. Рекомендуется включать в состав домашней работы дифференцированные и индивидуальные домашние задания. Домашние задания могут выполняться с использованием электронных средств обучения, например, компьютера, ноутбука, с соблюдением требований СанПин: для учащихся 1 — 2-х классов — не более 20 минут, 3 — 4-х классов — не более 25 минут, 5 — 9-х классов — не более 30 минут, 10 — 11-х классов — не более 35 минут. При этом педагогические работники могут самостоятельно отбирать необходимый контент и учебные задания, отвечающие требованиям российского законодательства. Домашние задания проверяются и оцениваются учителем путем выставления отметок или словесно на основе установленных критериев оценивания по учебному предмету. В первом классе домашние задания вводятся постепенно с подробным объяснением, обучающимся хода их выполнения (включая организацию процесса). 

О контроле 

 В школе должен быть обеспечен контроль за выполнением обучающимися домашних заданий: за отбором видов и форм домашних заданий, их количеством, трудоемкостью и содержанием, за соблюдением норм СанПиНа 1.2.3685-21 при организации домашней работы, за недопустимостью перегрузки и соблюдением норм учебной суммарной нагрузки в течение дня, недели, четверти (триместра, полугодия, года). Контроль осуществляется педагогическими работниками и администрацией школы. 

 Родители (законные представители) обучающихся могут воспользоваться Рекомендациями для организации домашней подготовки школьников, а также при обращении к администрации школы в случае возникновения конфликтной ситуации по вопросам домашнего задания. Администрация образовательной организации на основе Методических рекомендаций разрабатывает соответствующий локальный акт «Положение об организации домашней учебной работы», который уже будет являться обязательнымдокументом для исполнения всеми педагогами данной школы. 

  К сожалению, дети тратят на выполнение домашнего задания больше времени, чем рекомендовано. Почему это происходит?» По словам президента Российской академии образования, (РАО) Ольги Юрьевны Васильевой, которые приводит «РИА Новости», наши школьники тратят «огромное количество времени на приготовление домашнего задания» по двум причинам — это отсутствие функциональной грамотности и не всегда хватает возможностей для смены занятий, в том числе переключение на творческий досуг. [10] 

 Функциональная грамотность — это умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях; способность использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность включает в себя читательскую, математическую и естественнонаучную, а также финансовую, компьютерную, креативное мышление и др. Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Анализ всероссийских проверочных работ (ВПР) показывает, что основные трудности, с которыми сталкиваются ученики, снизившие свои отметки, как раз и основываются на том, что они не смогли до конца понять то, что от них конкретно требовалось выполнить в том или ином задании. Неумение выделять главную информацию от второстепенной часто обосновывается тем, что у детей слабо сформирована читательская грамотность. Любой предмет построен на чтении. Если ученик не умеет читать, не понимает читаемого или понимание не соответствует содержанию прочитанного, то у него возникают учебные затруднения, ему сложно учиться. Результаты исследований функциональной грамотности показывают, что низкие показатели по математической и естественнонаучной грамотности у детей с низкой читательской грамотностью. Непонимание участником ГИА смысла задания КИМ ЕГЭ или ОГЭ приводит, как правило, к неудачам на экзамене. 

 Роль домашних заданий в формировании читательской грамотности  

  Формирование функциональной грамотности происходит в процессе обучения в школе и выполнения домашних заданий. Обновленные ФГОС, на которые перешли с 1 сентября 2022 года первые и пятые классы, перед учителями ставят задачу обеспечения формирования функциональной грамотности обучающихся. Вместе с тем в формировании у детей функциональной грамотности, особенно читательской, могут помочь и их родители. Так, если родители заметили у своего ребенка признаки функциональной неграмотности, не стоит отчаиваться. Можно порешать проблему вместе с ребенком — прежде всего научить его работать с текстом: бегло читать, понимать смысл прочитанного, пересказывать прочитанное, читать «между строк». Если вместе со школой это удастся, ребенок почувствует себя более успешным, ему будет интересно учиться, и можно забыть о конфликтах с учителями из-за школьных отметок. 

 Каковы особенности выполнения домашнего задания детьми с ограниченными возможностями здоровья? (ОВЗ) 

  Учитывая особенности детей с ОВЗ, можно говорить о том, что проявление самостоятельности бывает затруднено. Домашнее задание как форма самоподготовки детей с ОВЗ должно обеспечивать достижение следующих целей: 1) формирование у детей умений и навыков самостоятельной деятельности; 2) создание условий для закрепления знаний, умений, навыков, полученных на уроках, в самостоятельной работе. 

 В теории обучения и воспитания детей с ОВЗ умение выполнить работу самостоятельно считается показателем качества коррекционной работы. Самостоятельность деятельности обеспечивают следующие умения: 

• умение проанализировать условия задачи и определить способ ее решения (или установить, что способ неизвестен, и решить, к кому или к чему обратиться за помощью); 

• умение планировать свою деятельность; 

• умение контролировать себя в ходе деятельности и оценивать ее конечный результат. 

   Нужно ли задавать детям с ОВЗ домашнее задание? 

  Так как каждое умение ребенка с ОВЗ формируется полностью или частично в течение довольно продолжительного времени, задания нужно задавать. В процессе выполнения домашнего задания ребенком с ОВЗ формируются совершенно конкретные и важные для реальной трудовой жизни навыки: он приучается действовать по определенному алгоритму организации любой деятельности: читать задание, (инструкцию), сверяться с образцом до выполнения работы, просить помощь, смотреть на часы во время работы, просматривать выполненную работу. Таким образом, воспитывается привычка правильной организации работы в условиях относительной самостоятельности. 

 Как помочь ребенку, впервые получившего домашнее задание? 

 1. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1— 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел пообедать и отдохнуть от занятий. Если ребенок посещает кружок или спит после уроков, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер. 

2. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом, своевременно устраивайте небольшие перерывы. Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для 7 — 8-летнего школьника время непрерывной работы не должно превышать 15 — 20 минут. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут. На перерыв в процессе выполнения домашних заданий достаточно 5 минут, если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны и т.д.). 

3. Не давайте ребенку дополнительных заданий, кроме тех, которые ему задали в школе. Не забывайте, что его работоспособность к концу дня снижается. 

4. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного, пусть с ошибками, задания воспринимается как бессмысленное скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы. 

5. Первое время контролируйте, выполнил ли ребенок все, что было задано. 

6.Если ребенок плохо усвоил учебный материал, придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным. 

7. Присутствуйте при приготовлении ребенком домашних заданий, но не «сидите над душой», подбадривайте, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей. 

8. На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, от чрезмерного напряжения, быстрого утомления. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво, но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка 

Каким должно быть домашнее задание для детей с ОВЗ 

• детям с ОВЗ следует давать задания, небольшие по объему, и не переходить к изучению нового материала, пока ребенок не усвоит старые правила, надо повторно возвращаться к пройденному , поощрять за малейший успех, вселять уверенность в свои силы; 

 • домашнее задание должно быть индивидуальным; 

 • то же упражнение как у всех, но меньшее по объему, облегченное или полностью индивидуальное задание. Выработать умение работать по алгоритму или предварительно познакомиться с темой следующего урока; 

• учитывая, что общий темп обучения у ребенка с ОВЗ снижен, ему необходимо предоставлять больше времени, более широкий спектр возможностей для выполнения заданий, модифицировать их, исходя из его потребностей; 

• отдельные виды домашних упражнений и заданий, объемные тексты следует упростить, придать другую структуру, по-другому сформулировать, сократить или разбить на несколько частей, на этапы работы над ними. Если ребенок посещает группу продленного дня Задачи самоподготовки связаны с формированием у детей следующих умений, обеспечивающих самостоятельное выполнение домашнего задания: 

• умение пользоваться дневником; 

• умение ориентироваться в учебном задании: прочитывать задание до начала его выполнения, определять способ его выполнения, пользоваться справочными материалами (правилами, памятками, образцами выполнения заданий); 

• обращаться к взрослому за помощью при затруднения; 

 • планировать свою деятельность; 

• рационально использовать отведенное на самоподготовку время; 

• самостоятельно проверять выполненную работу. При подготовке к домашним заданиям воспитателю, тьютору 

• определите желаемые результаты, которых вы ждете от ребенка, с учетом его возможностей, интересов и мотивации; 

• адаптируйте материал (объем, сложность), домашние задания, продолжительность подготовки к ним, дополнительные паузы с учетом особенностей ребенка; 

• подумайте о том, как можно эффективнее включить ребенка в работу; 

• подготовьте специальные материалы (схемы, таблицы, карточки, картинки, предметы), приборы, необходимые ребенку в группе продленного дня, разработанные с учетом основных потребностей; 

• продумайте ключевые слова, иные опоры, которые вы сможете использовать. Напишите их детям в начале подготовки к урокам и постарайтесь убедиться в том, что они их поняли. 

Список литературы 

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 

2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". 

3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” 

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 (ред. от 30.12.2022) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296) СанПиН 1.2.3685-21 

6."Методические рекомендации по организации домашней учебной работы обучающихся общеобразовательных организаций" (разработаны Институтом стратегии развития образования по поручению Минпросвещения России) от 23.10.2023. ( Документ предоставлен КонсультантПлюс. Дата сохранения: 23.10.2023 (с документом можно ознакомиться здесь). 

7. <Письмо> Минпросвещения России от 31.05.2023 N 07-3004 "О направлении рекомендаций" (вместе с "Рекомендациями по вопросу осуществления присмотра и ухода за обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами в группах продленного дня") [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gb.ru/blog/fukktsionalnaya-gramotnost/ 

 8. Липатова Светлана Дмитриевна. Функциональная грамотность в обновленных ФГОС НОО ВПР в начальной школе как средство формирования функциональной грамотности у младших школьников[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-ivanovna-yurasova/-vpr-v-nachalnoi-shkole-kak-sredstvo-formiro... 

9. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе: Монография / Л. П. Гаврикова. — Воронеж: Научная книга, 2004. — 103 с. 

10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5706772 Глава РАО назвала главной проблемой школьников отсутствие функциональной грамотности


Количество показов: 208
Дата создания: 14.12.2023 14:58:46
Дата изменения: 14.12.2023 14:58:46

Возврат к списку статей ->