ТПМПК. Страничка специалиста
"Гибкие» навыки (универсальные компетенции) - вызов XXI века. Информацию подготовила Ефимова Г.А.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) устанавливает в качестве своих предметных и метапредметных результатов универсальные учебные действия (УУД), которые напрямую соотносятся с навыками XXI века.Навыки — утвердившиеся в ходе неоднократного использования знаний и умений способности эффективно выполнить определенную работу, т. е. умения, которые в результате длительного повторения становятся автоматическими.
Твёрдые навыки (Hard skills) – это те, которые легко наблюдать, измерить и продемонстрировать, например, умение решать математические задачи, умение читать, владение иностранным языком, умение ездить на велосипеде. Твёрдые навыки необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности. Hard skills — это профессиональные навыки, необходимые в одной конкретной профессии. Например, для переводчика hard skills — это знание иностранного языка, для программиста — умение писать код, для юриста — знание законов и юридических норм.
Soft skills (навыки XXI века, «мягкие», «гибкие», «супернавыки», социальные навыки универсальных компетенций, «человеческие», «ключевые», надпрофессиональные, «основные», «сквозные», «универсальные», «метакомпетенции» – это все синонимы) - комплекс компетенций, важных для карьеры, при этом не относящихся к профессиональным знаниям и не зависящие от специфики работы. Выпускник современной школы должен уметь ориентироваться в потоке информации, мыслить критически, выстраивать коммуникацию, сотрудничать, принимать решения, учиться и переучиваться. В экономике XXI века от работников крупных и средних компаний потребуется не только знание математики, естественных наук или языков. Главными становятся критическое и творческое мышление, умение работать в коллективе, инициативность, любознательность и настойчивость. Вследствие глубоких изменений на рынке труда стало необходимо, чтобы этими навыками и чертами характера владели все сотрудники, а не отдельные, как это было ранее. Эти новые навыки и черты необходимо развивать с раннего возраста. [5]
На Всемирном экономическом форуме в докладе «Новый взгляд на образование» была представлена новая модель образовательных результатов, в которой центральную часть занимают компетенции «4К»: креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация (взаимодействие и сотрудничество). [4]
Креативность — способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, любознательность, создание идей (воображение), развитие предложенных идей. Творческая жилка востребована не только в креативных индустриях вроде театра или изобразительного искусства. Нестандартные решения нужны в управлении персоналом, бизнесе, продажах — везде, кроме отраслей, где чёткое следование инструкциям обеспечивает безопасность людей (например, авиация или пожарная охрана).
Как развивать:
1. Расширяйте кругозор ребёнка.
Чем больше он видит (природа, города, предметы искусства) и узнаёт (художественная, интеллектуальная литература), тем больше в его голове будет пазлов, из которых можно сгенерировать нечто новое.
2. Предлагайте ребёнку игру: вы вместе создаёте и обновляете список того, что ещё никогда не делали, и пробуете это на практике. Например, можно поесть с закрытыми глазами, нарисовать фиолетовое яблоко, прочитать перевёрнутый текст. Всё это — новый опыт, который позволит раздвинуть границы возможного. Приучайте ребёнка соотносить цели и действия, задавать вопросы самому себе. Например, ему нужно «прокачать» знания по математике, чтобы выиграть Всероссийскую олимпиаду школьников. Спросите, как эта цель соотносится с желанием тратить по два часа в день на бесполезные видео в интернете? Не лучше ли вместо этого сходить на полчаса на прогулку, а потом со свежей головой заняться уроками? Со временем он усвоит этот алгоритм мышления, будет применять его автоматически. Стратегическое мышление предполагает, что человек знает, чего он хочет, умеет использовать для достижения цели имеющиеся ресурсы и привлекать дополнительные. Этот навык будет нужен ребёнку на разных жизненных этапах: при выборе профессии, подготовке к экзаменам, первом трудоустройстве и т. д.
3. Поощряйте занятость в изобретательских кружках, инновационных центрах, чтобы дети придумывали и создавали нечто оригинальное, новое. Попробуйте увлечь ребенка шахматами. В одном из интервью предприниматель Сергей Галицкий заявлял о том, что они развивают мышление лучше, чем что-либо ещё. Предложите пойти в кружок робототехники, программирования, коптеростроения: такие кружки развивают память, логику, креативное мышление и мелкую моторику рук.
4. Развитию креативности учащихся могут способствовать не только специально составленные контекстные задания, но и особая организация деятельности учеников при их выполнении. Можно предложить поиграть в подходящие по возрасту стратегические компьютерные или настольные игры. Вопреки стереотипам, это вовсе не бесполезное времяпрепровождение, если знать меру. Стратегии развивают любознательность, гибкость ума, концентрацию внимания. Также они позволяют проиграть разные варианты развития событий в виртуальной реальности. Цена ошибки равна нулю, зато ребёнок учится прогнозировать, делать выбор.
В качестве основных элементов критического мышления выделяют: анализ, оценку, объяснение (аргументация), выведение гипотез (планирование решений), саморегуляцию (рефлексия, самопроверка и коррекция).
1. Относитесь внимательно к идеям ребёнка, будь то план прогулки, меню на обед или выдуманная им игра. Он должен понимать, что его мысли имеют право на реализацию. 2. Обсуждайте с ним доступные его пониманию вопросы. Он должен научиться выражать свою точку зрения, вести аргументированную дискуссию.
3. Поощряйте в нём соревновательную жилку, пусть он участвует в творческих конкурсах или ходит в спортивные секции (к чему душа лежит). Смысл в том, чтобы он научился достигать результатов, ощутил вкус победы и научился с достоинством переживать проигрыши.
Коммуникация проявляется в умении ученика задавать вопросы одноклассникам и отвечать на их вопросы понятным для них образом, в случае необходимости обращаться за разъяснением того, что оказывается непонятным в сообщениях или рассуждениях, и, в свою очередь, умении разъяснить свои идеи и предложения. Родители могут смотреть с ребенком фильмы и обсуждать поступки героев; открыто говорить с ним о своих чувствах и эмоциях. Коммуникативные навыки развиваются путем совместных режиссерских, интеллектуальных игр, творчества и викторин. Этот навык включает в себя: принятие общих целей, социальное взаимодействие, выполнение взятых на себя обязательств, самостоятельность и инициативность. Навыки эффективно общаться с людьми, идти на компромиссы, оказывать и принимать помощь и понимать ценность других профессионалов очень важны. Овладение коммуникативными навыками детьми с ограниченными возможностями, а именно умением сотрудничать, слушать, слышать, воспринимать и перерабатывать информацию, умением выразить себя, видеть границы и социально приемлемые способы взаимодействия — длительный процесс. Но планомерная и систематическая работа даёт положительный результат и значительно улучшить возможности участия ребенка в социальной жизни.
Под кооперацией понимается эффективное взаимодействие с другими людьми и эффективная работа в различных командах. Целеустремленный, стрессоустойчивый, ответственный, инициативный – без этих качеств трудно добиться успеха. Лидерские качества формируются c помощью сюжетно-ролевых игр, где выбирается ребёнок для главной роли; подвижных игр с правилами: в таких играх педагог приветствует активных детей и акцентирует внимание на правильные действия, внимание уделяет формированию у детей вести диалог, договариваться, где-то убеждать, где-то уступать. Это помогает воспитанникам влиться в коллектив и найти общий язык с любым человеком, ведь у коммуникабельного человека больше шансов раскрыть свои способности и добиться успеха, нежели у того, кто зажат в общении.
Как развивать:
1. Уважительно разговаривайте с ребёнком во время игр, прогулок, общих дел. Он неосознанно скопирует эту манеру общения.
2. Необходимо сформировать у учащихся совместимость с другими людьми, в этом помогают групповые формы работы. Эксперт по разнообразию и инклюзивности Кристофер Метцлер считает необходимым открыто обсуждать темы разнообразия в семье с раннего возраста ребенка. В противном случае дети не получают ответов на свои вопросы дома и становятся более подвержены чужому мнению. [3] Говорите «мы». Самолюбование вредит эмпатии, поэтому в разговоре с ребенком специально используйте «мы» вместо «они» и «я». «Что нам делать?», «Что для нас лучше?», «Давайте проголосуем и решим, что лучше для нас». Это вселяет в детей понимание, что мир не вращается вокруг «я». А также учите воспринимать другие точки зрения: «Ты думаешь так, а он иначе. И это нормально». Привлекайте его к несложным семейным делам. Например, если у вас есть огород, договоритесь, что ребёнок прополет грядки, а вы будете носить лейки с водой и поливать посадки. Так вы разделите обязанности по заботе об общем урожае.
3. На примере фильмов, жизненных ситуаций обсудите с ребёнком, что все люди не могут быть одинаковыми — у каждых своих роль в команде. И у него тоже. Например, один хорошо придумывает, во что поиграть, другой умеет быстро организовать игру (например, вспомнить, кто может дать мяч). Важно, чтобы ребёнок понимал свои сильные стороны и умел ценить роли других ребят.
4. Волонтёрская деятельность, психологические упражнения и тренинги способствуют развитию «гибких» навыков.
5.Во всех учебниках по изучаемым предметам, есть задания, направленные на развитие «гибких» навыков, например, «обсуди с родителями, товарищами и выбери…», «прими решение…», «оцени результаты своей работы, что удалось, что можно улучшить…».
Родители хотят видеть своего ребенка самостоятельным, успешным, реализованным в разных сферах, умеющим строить дружеские и личные отношения. Но, понимая важность жизненных навыков, мало обращают внимания на развитие гибких. Однако родителям не стоит забывать, что не средний балл, а именно личностные качества ребенка помогут найти друзей или построить гармоничные отношения.
Гибкие навыки не столь очевидно измеряемы, как твёрдые, но они наиболее эффективно помогают продемонстрировать и применить твёрдые навыки. Soft skills — это важные рабочие навыки, которые не относятся к техническим и не зависят от вида деятельности, но помогают человеку работать лучше и эффективнее, в т. ч. с другими людьми. Мягкие навыки необходимы в любом виде деятельности. Формирование гибких навыков у ребенка в сегодняшнем быстроменяющемся мире выходит на первый план.
Такое внимание к универсальным гибким навыкам не значит, что важность конкретных профессиональных знаний (твердых навыков) падает. Но в условиях повсеместной цифровизации, информационных перегрузок, перехода к новым форматам работы и взаимодействия всё заметнее становятся умения, общие для разных профессий.
Разумеется, в большинстве случаев важно развивать как «жесткие», так и «мягкие» навыки. Первые обычно помогают найти работу, а вторые — стать в ней успешным.
При трудоустройстве гибким навыкам уделяется особое внимание. На собеседовании работодатель выясняет, насколько успешно будущий работник сможет влиться в команду и сумеет ли эффективно выполнять возложенные обязанности. Любая компания хочет быть уверена, что принимает на работу неконфликтного специалиста, который хорошо ладит с окружающими и может помочь сделать команду лучше.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
2.Гибкие навыки (soft skills) — компетенции будущего : метод. пособие / Дальневост. гос. науч. б-ка, отд. науч.-исслед. и науч.-метод. работы ; сост. М. П. Лопушенко ; редкол.: Т. Ю. Якуба и др. — Хабаровск : ДВГНБ URL: http://base.garant.ru/70862366/
3.Детские soft skills: какие базовые «гибкие» навыки нужно развивать у ребенка - Папамамам — МИФ https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2023/01/29/detskie-soft-skills-kakie-bazovye-gibkie-navyki-nuzhno-razvivat-u-rebenka/
4.Жилин Д. М. Навыки XXI века и наука XXI века — противоречие или соответствие? // Естественнонаучное образование: взгляд в будущее. М.: Издательство Московского университета, 2016. С. 76−90.
5.Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации/ Авторы-составители М.А. Пинская, А.М. Михайлова. – М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. 76 с. URL: https://rsv.ru
6.Луо Мэнью Энни, Бутенко Владислав, Полунин Константин Новый взгляд на образование: раскрывая потенциал образовательных технологий // Образовательная политика. 2015. №2 (68). URL: URL: https://cyberleninka.ru/article/n
7.Россия – страна возможностей. Оценка компетенции. URL: softskills.rsv.ru
8.Ткачева В. В. Воспитательная модель «сотрудничество» как база оптимального пути развития ребенка с психофизическими недостатками // Коррекционная педагогика. 2007 № 2 (12).
9.Цифровой мир и развитие гибких навыков ребенка. УРАЛЬСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ / 2023
Щипанова Д. Е. доцент кафедры психологии образования и профессионального развития Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», доцент кафедры педагогики и психологии Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», Екатеринбург dina_evg@mail.ru,
Е. И. Куваева, Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение Свердловской области «Дворец молодежи», методист Регионального центра детско-юношеского туризма и краеведения, Екатеринбург katena.kuvaeva@mail.ru
О. Б. Колпащиков, президент АНО «Белая трость», Екатеринбург ok.urals@gmail.com
10. Ярошевич А. Гибкие навыки: зачем их развивать у детей и как это делать? URL: https://rosuchebnik.ru/material/gibkie-navyki-zachem-ikh-razvivat-u-detey-i-kak-eto-delat/
Количество показов: 411
Дата создания: 28.02.2024 07:03:46
Дата изменения: 28.02.2024 07:05:32
Ссылка для скачивания файла:
Загрузить