ТПМПК. Страничка специалиста
Информационные технологии и память ребенка
Ефимова Г.А., педагог-психолог ТОПМПК
Проанализировав статистические данные последних десятилетий, ученые РАО (Российская академия образования — государственная академия наук, объединяющая ученых, работающих в сфере образования и педагогики) отмечают далеко не радужные перспективы:
- развитие креативности детей дошкольного возраста (уровень творческой одаренности) снизилось с "хорошего" до "слабого";
- снизилась энергичность детей, их желание активно действовать;
- резко снизилось когнитивное развитие детей (способность к умственному восприятию и памяти - переработке, закреплении, сохранении и последующем использовании внешней информации).
Педагоги отмечают, что в школу пришли «другие» дети: у многих низкая произвольная регуляция деятельности, память детей стала хуже. Современные дети в массе своей не могут учиться так же, как их родители, а тем более как их бабушки и дедушки. Память играет ключевую роль в познавательной деятельности человека, в формировании мышления, речи, общей регуляции деятельности и, соответственно, в его обучении... Японские и английские врачи также бьют тревогу. Среди их пациентов увеличилось количество жалоб на нарушение функций памяти. Исследования, проведенные учеными одной из японских клиник среди пациентов в возрасте от 20 до 35 лет, показали, что нынешнее поколение, воспитанное на всевозможных устройствах "внешней памяти", теряет способность запоминать новое, вспоминать старое, а также выделять из огромного объема информации необходимые сведения. По мнению врачей, такая деградация "компьютерного поколения" связана с распространением различных органайзеров и аналогичных им серверов в Интернете, куда можно занести абсолютно всю информацию. Молодые люди отвыкают тренировать собственную память, потому что "внешняя память" всегда под рукой, из-за практически неограниченной емкости этих устройств теряют способность адекватно оценивать, какие сведения им действительно необходимы, а без каких можно и обойтись.
Среди педагогов-психологов распространился разговорный термин «клиповое мышление» мышление (от «clip» (анл.) — фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма) — оно пришло на смену понятийному (словесно-логическому) — теперь дети учатся не сопоставлять и применять полученные знания на практике, а презентовать как собственный успех только то, что удалось быстро выхватить из контекста. Для термина «клиповое мышление» пока нет чётко сформулированного определения. Точно известно только, что обладатель клипового мышления воспринимает мир как видеоклип — не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий и информации. Специалисты считают, что клиповое мышление имеет и плюсы, и минусы. Так, в современном мире быстроменяющейся информации клиповое мышление обеспечивает защиту мозга от информационных перегрузок. Умение быстро переключиться с одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информацией. Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения. Многозадачность позволяет школьнику одновременно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии и при этом делать уроки.
Вместе с тем у школьников с клиповым мышлением отсутствует способность к длительной концентрации, поэтому они просматривают материал крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые поверхностные знания, которые сохраняются ненадолго. Так как школьник акцентирует внимание только на формулировках и общих понятиях, не утруждая себя пониманием и извлечением главного, у него снижается или совсем утрачивается способность к аналитическому мышлению. Поскольку информация воспринимается частями и отрывками, между которыми не проводится никакого синтетического анализа, то и выражение мысли сводится к очень тезисному изложению. Особенно тревожатся те родители, у которых дети пошли в школу, как раз в этот период времени перед ребенком стоит задача по запоминанию огромного объёма информации, а поток информации в наш информационный век возрастает год от года в геометрической прогрессии.
Некоторые дети не испытывают трудностей при запоминании учебного материала, а у некоторых возникают проблемы. Возникает вопрос, есть ли специальные приемы, с помощью которых можно развивать память у школьника. Ответ простой: память можно и необходимо развивать. Человек, лишенный памяти, всегда находился бы по уровню своего развития на стадии новорожденного. Память – главнейшая функция, обеспечивающая также приобретение новых знаний, и поэтому она лежит в основе обучения и развития школьника.
Различают следующие виды памяти:
-образная и словесно-логическая (по типу психической активности);
-произвольная и непроизвольная (по характеру целей деятельности);
-непосредственная и опосредованная (при непосредственном механическом запоминании процесс запоминания происходит без участия мышления; при опосредствованном логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить);
-кратковременная и долговременная (по времени сохранения материала).
К образной памяти относятся — зрительная, слуховая, двигательная и эмоциональная память. Действительно, некоторые дети легче воспринимают информацию, когда им читают ее вслух (слуховой тип памяти) или наоборот, если сам ребёнок читает этот материал (зрительный тип), у некоторых детей запоминание материала происходит лучше, если он записывается или проговаривается (двигательный тип), а некоторые запоминают лишь в том случае, если запоминаемый материал произвел впечатление, вызвал, какую-то эмоцию (неважно, положительную или отрицательную), - это эмоциональная память. Как правило, у ребенка сильнее выражен не один вид памяти, а несколько. Пусть ребенок пытается запомнить материал различными способами: не только читайте вслух сами, просите прочитать ребёнка. Также заставляйте проговаривать выученный материал вслух (рече-двигательный тип памяти).
Память школьников в каждом возрасте различна. У младших школьников преобладает непроизвольная и наглядно-образная память. Следовательно, на это и должно опираться запоминание новой информации. Необходимо использовать для запоминания материала различные предметы (яркие картинки, развивающие и интерактивные игрушки. У школьников среднего звена уже начинает формироваться словесно-логическая и произвольная память. Развитие произвольной памяти имеет важное значение при обучении ребенка в школе.
Если ребенок будет заучивать только то, что ему интересно, а не то, что требует школьный учитель для выполнения школьной программы, то учеба в школе будет просто невозможна.
Под влиянием систематического обучения произвольная, словесно- логическая память, которая только начинает складываться и развиваться у младших школьников, достигает у старших школьников высоких ступеней развития.
Какими же способами и приемами развивать память у школьников?
Чем раньше начать развивать память ребенка, тем лучше. Оказывается, что формирование центральной нервной системы замедляется к 10-12 годам, а далее развитие происходит, но не так активно, как в более раннем возрасте. Поэтому займитесь развитием памяти вашего ребенка уже сейчас, для того чтобы он мог успешно обучаться в школе не испытывал особых затруднений.
Во-первых, развивайте логическую память. Необходимо учиться понимать и осмысливать материал, разбивать на информационные блоки, находить между ними логические связи, систематизировать их.
Вдобавок к логической памяти подключайте образную. На листе бумаги воспроизведите на нем запоминаемую информацию материала в виде рисунков, графиков, схем, таблиц.
Можно использовать еще так называемые «мнемотехнические» приемы, улучшающие запоминание.
· Для лучшего запоминания информации необходимо учиться осуществлять ее перевод в образную форму. Если вам нужно запомнить бессмысленный набор слов, то представьте его в виде мультика или картины-иллюстрации.
· Ритмизация – информация рифмуется в стих или придумывается так называемая «запоминалка» и заучивается. Все помнят еще с детства, как выучить цвета радуги (каждый охотник желает знать, где сидит фазан) и употребление глаголов «одевать» и «надевать»: Одеваем Надежду, Надеваем одежду. Можно с детьми выдумывать свои запоминалки, и процесс запоминания пойдет легче.
· Метод Цицерона. Вы воображаете, что идете по своей комнате и ставите запоминаемые образы по местам. Предварительно запоминаете, где стоят ваши вещи в комнате (я думаю на это время и не нужно, вы и так прекрасно знаете, где у вас стоит стол, кровать, кресло и т.д.). Позже, вспоминая предметы в своей комнате, вы с легкостью воспроизводите все образы.
· Еще одним инструментом мнемонического запоминания являются ассоциации — умение устанавливать связи (ассоциации) между различными элементами запоминаемого материала.
Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, начал экспериментальные исследования. Он вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались серии бессмысленных слогов и другой слабоструктурированный материал:
1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться им сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.
2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.
3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно, Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.
5. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается но сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то, в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 и 16 повторений. В случае, если количество слогов в исходном ряде будет равно 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов— 55 повторений.
6. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.
7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).
8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или представляют собой логически связанные друг с другом части единого целого.
9. Повторения подряд заучиваемого материала менее продуктивны для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например, в течение нескольких часов или дней.
10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
11. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.
12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
13. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и в свою очередь изменившись под их воздействием.
Несмотря на то, что в искусственно созданных лабораторных исследованиях Эббингауз не учитывал, например, такие факторы, как мотивы, цели, установки мнестической деятельности, принцип ассоциации не утратил своего значения и сейчас.
Преобладание информационных технологий в современном обществе порой препятствует к прохождению данного процесса. Основатель компании Apple Стив Джоббс ограничивал количество современных устройств, которые дети используют дома.
Использованы следующие материалы:
Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.
Яковлева Н.А. Нейропсихологические особенности памяти детей с ЗПР
Шпицберг А. И. Влияние информационных технологий на деятельность современного общества [Текст] / А. И. Шпицберг // Молодой ученый. — 2014. — №6.2. — С. 81-83
http://school10.rc-buzuluk.ru/ucheb2/2014-15/rebenok.pdf
http://psihologia.biz/pedagogicheskaya-psihologiya_823/issledovanie-prichin-utomlyaemosti-13572.html
.http://studopedia.ru/6_97433_zakonomernosti-zapominaniya-gebbingauzv-konets.html
http://mamochki-detishki.ru/razvitie-pamyati-u-shkolnikov/http://chitalochka-ru.ru/shkolnyie-sekretyi/pochemu-shkolniku-trudno-na-urokah-i-kak-pomoch.html
http://www.mk.ru/social/2014/07/10/klipovoe-myshlenie-grozit-katastrofoy.html
https://newtonew.com/discussions/howto-deal-with-fragmented-mind
Количество показов: 6355
Дата создания: 27.01.2016 10:21:45
Дата изменения: 27.01.2016 10:21:45