ТПМПК. Страничка специалиста
Развитие мышления детей дошкольного возраста
Тимофеева Т.Л. учитель-дефектолог ТОПМПК
В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно образное и словесно-логическое мышление. Данные формы образуют тот единый процесс познания реального мира и развиваются в осмысленных целенаправленных предметных действиях.
Совершая действия с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребёнок преодолевает статичность восприятия. Он осознаёт динамичность окружающей среды и познаёт возможность воздействовать на динамику предмета по своему замыслу или в соответствии с задачами взрослого. В процессе действий с предметами у ребёнка появляется побудительный мотив для собственных высказываний Такая ситуация непосредственного воздействия ребёнка на окружающие объекты создаёт благоприятные условия для соотношения между наглядными и словесно-логическими формами мышления, позволяет сформировать взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом.
Первые проявления наглядно-действенного мышления можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни ребёнка. С овладением ходьбой встречи ребёнка с новыми предметами значительно расширяются. В действиях с предметами ребёнок отходит от простого манипулирования и переходит к предметно-игровым действиям, соответствующим свойствам предметов (коляску катает, куклу кладёт). Производя различные действия, ребёнок практически познаёт как внешние, так и скрытые свойства предметов, обнаруживает связи между ними, может воздействовать предметом на предмет. Формируется орудийная деятельность. Опыт ребёнка, полученный при решении практических задач, закрепляется в способах действия. Обобщение опыта деятельности с предметами и её «оречевление» подготавливает обобщение опыта в слове, т.е. подготавливает формирование у ребёнка наглядно-образного мышления.
|
Наглядно-действенное |
Наглядно-образное |
Словесно- логическое |
Формирование новой формы деятельности |
Орудийная |
Способность оперировать конкретными образами предметов при решении тех или иных задач. |
Ориентировочно- исследовательская деятельность в условиях задачи и активизация речевых задач в словесном плане. |
Новое в речи |
Слова- предметы, слова- действия
|
Закрепляются образы - представления |
Речь – носитель способа действия в познавательной деятельности. |
Компоненты мыслительной деятельности |
Определение цели, анализ условий, выбор средств достижения |
Оперирование образами, представлениями о предметах, их свойствах, связях и отношениях. Обобщение. Понимание сложных схематических изображений. |
Оперирование «в уме» сложными представлениями о предметах, их свойствах, связях и отношениях. |
направленность |
Практическое решение задач |
Решение задачи с внутренним планом действия |
Усвоение научных знаний |
Особенности развития детей с отклонениями в развитии |
Отстаёт темп развития. Не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами – орудиями. Отсутствует этап осмысления ситуации. Не переносят способ действия, опыт для решения новых задач. Недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением. |
Представления формируются замедленно и фрагментарно. Слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом. |
Элементы логического мышления формируются и развиваются медленно. |
Количество показов: 1632
Дата создания: 21.03.2016 07:42:16
Дата изменения: 07.04.2016 09:47:54