ТПМПК. Страничка специалиста
Некоторые подходы к обучению и сопровождению обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
Тимофеева Татьяна Леонидовна
учитель-дефектолог ТОПМПК
Педагогическое сообщество в последние годы изменило отношение к детям с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (коэффициент интеллекта менее 50). Понимание возможностей их самоидентификации, социализации при ежедневном освоении жизненных навыков становится важной составляющей в специальной педагогике.
Содержание образования обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью направлено на максимально возможную социальную адаптацию, вовлечение в процесс социальной интеграции и личностной самореализации. Оно определяется адаптированной общеобразовательной программой, разрабатываемой на базе образовательной программы данного учреждения с учётом психофизического развития и возможностей воспитанников. Каждый ребёнок должен развиваться в своём персональном темпе в зависимости от степени выраженности умственной и физической недостаточности. Поэтому для таких детей пишутся индивидуальные, так называемые конструированные, программы.
Кроме этого, дети должны получать дополнительную помощь через психолого-педагогическое сопровождение специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.
Психолого-педагогическое сопровождение решает задачу создания оптимальных условий для развития личности и обеспечения индивидуального подхода к ребёнку в условиях учебно-воспитательного процесса, помощь учителям в подборе правильных путей и способов работы с обучающимися, повышения уровня психолого-педагогической компетентности учителей и родителей.
Сфера системы психолого-педагогического сопровождения включает в себя, помимо преодоления трудностей обучения, задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, помощь в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям обучающихся.
Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению:
- Педагогическая диагностика;
- Консультирование по разработке и применению индивидуальных и групповых образовательных и коррекционно– развивающих программ и их реализация;
- Просвещение, развитие психолого-педагогических компетенций учащихся, педагогов, родителей.
Схема построения индивидуально ориентированной программы сопровождения обучающихся.
Психолого – педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно–развивающей работы с детьми, но является комплексной технологией поддержки и помощи семьям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Количество показов: 1582
Дата создания: 30.09.2016 15:19:12
Дата изменения: 30.09.2016 15:20:23